Категории Главная темаНовостиФото-видео

Полёт на параплане в 60 лет. Как журналист «Волгодонской правды» покоряла пятый океан

01.11.2021

Когда вам хочется расправить крылья, не отказывайте себе в этом! Сделать именно так корреспондент «Волгодонской правды» Валентина Варцаба решила в канун своего 60-летия. Рассказ о нерядовом событии в жизни пенсионерки читайте далее от первого лица.

Мой полёт на параплане состоялся 21 октября в Абхазии, где я отдыхала в городе-курорте Гагра. Решение пришло спонтанно. Отпуск подходил к концу, все соседние достопримечательности уже посетила, национальной кухни отведала, не хватало яркого заключительного аккорда. А день выдался такой тихий и ясный, что в голове само торкнуло: «А не попробовать ли параплан?»

Подумала: дети выросли, пенсия — в кармане, никому ничего не должна — можно и рискнуть. И совершила личный маленький подвиг.

Плавали, знаем!

Конечно, идея пришла в голову не на пустом месте. В молодости я уже пыталась покорять пятый океан. В 1983-1984 году была курсантом лётного звена Романовского аэроклуба. Училась летать на спортивном самолёте «Як-52».

Сначала мы в классах местного ДОСААФ штудировали строение и технические характеристики летательного аппарата (никогда не забуду, как зубрила про поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения!) Потом — аэродинамику, укладку парашюта Д-5 и даже азбуку Морзе.

А также у меня в этом лётном «анамнезе» есть два прыжка с этим самым парашютом — без них не допускали к самостоятельным вылетам. То есть, плавали — знаем, какое-то представление о предстоящем событии у меня уже было.

В какой-то момент было и небольшое волнение: как говорится, бойтесь мечтать, мечты могут осуществиться. Но два драже валерьянки быстро подействовали, и мозг сказал мне: «Сейчас или никогда!»

Кстати, кто-то сравнил полёт на параплане с первой брачной ночью: сначала страшно, а потом приятно.

Страшно стало ещё по пути в горы, к взлётной площадке на территории Гагрского лесничества. Она расположена на высоте 1500 метров над уровнем моря. А водитель местного клуба «ПараГагра» крутой абхазский парень, словно Шумахер, лихо летел по узкому серпантину в гору.

Мы с другой туристкой — молодой мамой двоих детей из Москвы — то и дело ойкали, хватались за всё, что можно в кабине микроавтобуса, и заранее получили всю дозу адреналина.

За несколько секунд до старта

На старте (небольшая поляна среди деревьев на краю обрыва) парапланеристы стали распаковывать свои баулы — специальные рюкзаки весом 12-15 килограммов. А мы, на всякий случай, пошли в кустики, поскольку надеть памперс не догадались (шучу). Но парни сказали, что подгузники для взрослых встроены в кресла параплана. Может дурили нас, как маленьких, — не знаю: за что купила, за то и продаю.

К экстриму готовились не только тандемы с туристами, но и бывалые «одиночки». Мне невероятно повезло: моим инструктором оказался пилот Роман Салимов — призер российских и международных соревнований, а нашим транспортом — его параплан Orca фирмы Dudek.

Справка. По словам специалистов это параплан с исключительно простым, лёгким стартом и прекрасной управляемостью. Представляет собой надувное крыло площадью 20-30 кв. метров. Множество строп соединяют купол с сидением пилота и его туриста — подвесной системой или «подвеской». Допустимый вес пассажира — в диапазоне от 40 до 100 килограммов.

Всем — привет из пятого океана!

Мы с тобой одной крови

Забегая вперёд, скажу, что Роман — не только профи, но и инструктор от Бога. Вы же понимаете, что я — реальный «чайник» в парапланеризме. Но в свой адрес не почувствовала и намёка на высокомерие, нервозность и другого негатива типа: «молчи, женщина, я всё сказал».

Доброжелательный, учтивый, весёлый. Именно такие люди, с которыми не страшно идти в разведку, и должны сопровождать новичков в небо.

Полёт на крыле это своего рода донорство. Только один человек передаёт другому свою энергетику. В итоге эти двое «чумачедчих» на 20-25 минут становятся родственными душами. Спасибо, брат Рома! Мы с тобой теперь одной крови.

Волшебное крыло и наш вид снизу

У нас ещё в запасе 14 секунд

Но вернёмся к старту. Меня экипировали в лётный комбинезон, потому что на высоте температура воздуха градусов на 10 ниже, чем на земле. Длинные штанины пришлось закатать, чтобы не мешали при разбеге и на посадке. Также выдали шлем, перчатки и селфи-палку, чтобы я смогла запечатлеть свой полёт для истории.

Короткий инструктаж о том, как надо разбегаться, слегка подавшись вперёд, и счёт пошёл на секунды. Уже никуда не денешься, как с подлодки. Тут уже было не до страха, дурных мыслей. Хотелось всё правильно понять и выполнить, чтобы полететь и получить удовольствие.

— Готовы? Раз, два, три! — как гагаринское «Поехали!» прозвучало у меня за спиной.

Невероятное усилие (крыло, наполненное воздухом, не пускает и тянет назад). Разбег из нескольких шагов и — ёёёхуууууууу! Я лечу!

Между небом и морем

Люди, я лечу!

Чувства описать невозможно, никаких эпитетов не хватит. Это неземной кайф и эмоциональный оргазм. Волшебное всё-таки крыло!

Под тобой красота — неописуЁвая. Бухта Чёрного моря, вдоль которой протянулась Гагра, практически правильной формы. Её небесного цвета полукруг уходил к линии горизонта и сливался с морем небосвода. Солнечная дорожка (полет начался в 14 часов) ослепляла. Мы реально парили, моментами казалось — зависали в невесомости. И только лёгкий, филигранный свист ветра информировал — тандем движется. А рядом кружила стая орлов…

Ну, что ещё сказать? Захватывает дух и гормоны счастья – эндорфины — устраивают настоящий праздник души! Открываются такие красоты — сплошные долины грёз.

Сверху город выглядит, если не идеальным, то аккуратным, дома — игрушечными кубиками конструктора Лего. Все земные заботы кажутся мелкими и ничтожными. А творения рук человеческих — маленькими и хрупкими.

Гагра с высоты птичьего полёта

Зависнуть в вечности

В полёте мы вели светские беседы. Слушали музыку. Готовились к форс-мажорной ситуации (меня слегка подмучивало, но у Ромы был на такой случай одноразовый пакет).

Провели трёхминутную фотосессию меня без очков и шлема: одна секунда — один кадр, а весь полёт заснят на видео. (Часть публикована ниже, осторожно — много визгов!) Передали привет городу-герою Волгодонску.

Также организовали учебный приём-передачу, опять же мне, клевантов — петель управления. Тянешь правую петлю (локоть к туловищу) – поворачиваешь направо, левую – налево. Натягиваешь обе стропы – замедляешь полет или тормозишь для более мягкой посадки. Готовились к ней.

20 минут показались вечностью, в которой хотелось зависнуть навсегда. Или не вечностью, но время словно остановилось.

Мягкое приземление случилось на пляже в районе колеса обозрения. Немногочисленные отдыхающие (ещё не разучился наш народ удивляться) сбежались спросить: «А нам можно? А сколько стоит?»

Летом, между прочим, такая очередь была на параплан, что курортники по пять дней в ней стояли и уезжали ни с чем. А мне повезло.

И да — стоит 5500 плюс 2000 рублей за съёмку и флешку с видео, которую вручили мне тут же.

Деньги — ничто. Впечатления — всё! Я до сих пор ощущаю себя на седьмом небе.

Валентина Варцаба, видео — в инжекте ниже