Категории НовостиРоссийская газета

Железное здоровье. Пациентов перед плановыми операциями предложили лечить от анемии

15.12.2021

Фото: Istock

Внедрение периоперационной подготовки больных с анемией позволит сэкономить более 7,5 тысяч литров крови, а в денежном эквиваленте из расчета на одну тысячу прооперированных пациентов — это почти 150 млн рублей. К такому выводу пришли эксперты круглого стола в «Российской газете», который был посвящен обсуждению подходов по минимизации рисков оперативного лечения пациентов с железодефицитом и железодефицитной анемией.

«С одной стороны, непотраченная кровь в дальнейшем может быть использована для пациентов, остро нуждающихся в гемотрансфузиях. Это особенно актуально в период пандемии коронавируса, поскольку сегодня вырос спрос на компоненты крови», — сказала главный внештатный трансфузиолог Минздрава Татьяна Гапонова. «С другой стороны, необходимо понимать, что переливание крови — это не такая простая процедура, она приравнивается к пересадке тканей и чревата различными осложнениями», — отметил начальник центра анестезиологии, реаниматологии центральной клинической больницы при управлении делами президента Ренат Губайдуллин. Однако, когда на предоперационный осмотр попадет пациент с низким гемоглобином, ему врачи могут предложить два варианта: прийти, когда гемоглобин будет в норме, или гемотрансфузию. «Анемия всегда ассоциируется с ухудшением исходов оперативного вмешательства», — подчеркнул главный внештатный специалист по анестезиологии, реаниматологии Департамента здравоохранения Москвы Денис Проценко. По его словам, нужна стратегия управления анемии в предоперационном периоде, направленная на сбережение собственной крови пациента. «Как анестезиолог, подчеркиваю, что сейчас в руках врачей есть такой инструмент, как внутривенные инфузии железосодержащих препаратов. И наши подходы по коррекции анемии различными препаратами железа основываются на оценке степени кровопотери, которая возникает у пациента в периоперационный период», — подчеркнул эксперт.

Как пояснил депутат Госдумы и главный детский гематолог России Александр Румянцев, ежегодно в России проводится больше десяти миллионов хирургических вмешательств. У двух миллионов из них, то есть практически у каждого пятого пациента, кровопотеря составляет более 500 миллилитров. У 40% анемия диагностируется перед операцией. «Дефицит железа является самым частым расстройством. При оценке состояния здоровья пациентов это заболевание выходит на первое место», — подчеркнул А.Г. Румянцев. «И проект «Железное здоровье» направлен на объединение усилий врачей, специалистов здравоохранения, представителей органов власти в вопросах внедрения подхода менеджмента крови, который позволит подготовить пациента к оперативным вмешательствам или вмешаться в процессе хирургической операции» — сказал главный детский гематолог.

«В своем центре мы разработали и пытаемся внедрить алгоритм дооперационной подготовки больных с анемией», — рассказал руководитель отдела клинической и производственной трансфузиологии научно-медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Алексей Купряшов. Так, перед любым хирургическим вмешательством проводится обследование больных на анемию, устанавливаются ее причины и назначается дооперационное лечение. «Понятно, что лечение анемии не может быть сиюминутным. Но даже его позднее начало лучше, чем отсутствие, — говорит врач, — И если остаются сутки до планового оперативного лечения, то мы предпочитаем это лечение начать, поскольку понимаем, что в последующем нам, скорее всего, придется прибегать к помощи переливания эритроцитов. И объем переливания эритроцитов и прогноз динамики гемоглобина у таких больных на фоне пусть позднего, но начатого лечения, будет лучше».

При этом Купряшов обратил внимание, что лечение послеоперационной анемии — прямая задача кардиохирургов, но дооперационной анемии должны заниматься другие специалисты. «Хотелось бы, чтобы мы получали больного уже готового к плановому оперативному лечению», — заключил он.

Сегодня 70% беременных женщин страдают анемиями, и чаще всего — это железодефицит, сообщила заместитель директора института анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии при национальном медицинском исследовательском центре акушерства и гинекологии и перинатологии им. Кулакова Татьяна Федорова. По ее словам, многие женщины страдают анемией еще до беременности — примерно 35-40%. Причиной могут быть тяжелые менструальные кровопотери, миомы, аденомиоз, гиперпластические процессы и другие гинекологические заболевания. После родов у них железодефицит возрастает, особенно у пациенток после кесарева сечения. «Если женщина вошла в операционную с анемией, то в послеоперационном периоде у нее скорее всего будут осложнения. В то же время, если у беременной есть анемия, то она будет и у новорожденного, а это может привести к различным когнитивным нарушениям у ребенка», — сказала Федорова.

Железодефицитная анемия — одна из серьезнейших проблем пациентов пожилого возраста, которая встречается у большинства из них, отмечает заместитель директора по научной работе Российского геронтологического научно-клинического центра Юлия Котовская. «Мы с вами, хотим того или нет, но вступаем в эру гериатрической хирургии, потому что число пациентов пожилого возраста увеличивается», — заявила она. По данным Росстата, за последние 6 лет доля граждан старше 80 лет в стране увеличилась на 30%. Котовская обратила внимание, что одна из быстрых коррекций анемии — введение железа внутривенно, что актуально перед экстренной операцией: это позволяет уменьшить риск гемотрансфузий в периоперационном периоде, снизить риск смерти. Она подчеркнула, что для пожилого человека важна коррекция анемии и в послеоперационный период, поскольку дефицит железа замедляет реабилитацию, снижает функциональные способности возрастных пациентов.

Фото: Istock

Главный терапевт России Оксана Драпкина рассказала, что готовятся методические рекомендации по ранней диагностике и своевременному лечению железодефицитных состояний. «Думаю, что в самое ближайшее время мы сможем их представить уже более широкой медицинской и не только медицинской общественности», — говорит она. Драпкина пояснила, что с любой жалобой чаще всего пациент обращается именно к врачу первичного звена, который должен понимать, на что в первую очередь обратить внимание. Ведь у анемии нет специфических симптомов: чаще всего пациенты жалуются на слабость, повышенную ломкость костей, определенные изменения во внешности, сухость кожных покровов и волос. «Для того, чтобы диагностировать анемию, потребуется клинический анализ крови, который покажет уровень гемоглобина, эритроцитов и цветовой показатель. По его уровню врач определит, что это за анемия. Как настороженность в плане подготовки в периоперационном периоде», — сказала Драпкина.

По данным Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, лечение анемии перед операцией позволит сократить более чем на 40% общественные потери, выраженные в годах жизни, а также общий период пребывания пациентов в стационаре, что сэкономит еще почти 1,5 млрд рублей. «Эти цифры говорят о том, что потенциальный масштаб потерь сейчас столь велик, а потенциальные выгоды так заметны, что любые вложения в организацию менеджмента крови пациента могут быть экономически и клинически оправданы», — подчеркнула директор института Лариса Попович.

Около 30 процентов расходов в системе здравоохранения сегодня, действительно, неэффективные, обратила внимание советник руководителя ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России Нурия Мусина. В то же время, по ее словам, сейчас все системы стремятся к тому, что в центре должен быть пациент и ключевой параметр, в котором должна работать система, это ценность для пациента.

Резюмируя высказывания специалистов, главный трансфузиолог Минздрава России Татьяна Гапонова подчеркнула: «Лучшее, что может быть в сосудистой системе человека, это его собственная кровь. И все мероприятия, направленные на сбережение этой крови, на правильные подходы для минимизации рисков в менеджменте крови пациента учитываются. У нас круглый стол по минимизации рисков оперативного лечения пациентов с железодефицитом. Если удастся вовремя выявить и скорректировать железодефицитные состояния, то практически больше половины вопросов будут решены».

Проблема железодефицита и железодефицитных анемий определенно заслуживает внимания со стороны государственной власти и законодателей, считает сенатор Юрий Архаров. Он напомнил, что эта тема уже поднималась в Совете Федерации: «Я считаю, что решить проблему поможет внедрение в рутинную практику врачей различных специальностей принципов менеджмента крови пациента, а также мультидисциплинарного подхода для контроля железодефицитных состояний», — подчеркнул он. По мнению сенатора, все это поможет снизить нагрузку на систему здравоохранения, бюджет, позволит перераспределить высвободившиеся финансовые средства на другие статьи расходов, и в тоже время сохранить здоровье пациентов. «Считаю, что сегодняшний круглый стол должен стать продолжением обсуждения и разработки специальной федеральной программы по снижению рисков, связанных с железодефицитом и железодефицитной анемией» — заключил сенатор.

Текст: Елена Манукиян