Категории АфишаКультураНаши людиНовостиПамятьФото-видео

Иди и смотри! В чём секрет живописи волгодонского художника Юрия Падалки

Уже более восьми лет этого художника нет с нами — он ушел из жизни осенью 2013 года, накануне своего 60-летия.

Живая вода

Юрий Николаевич Падалка — талантливый художник, признанный в разных странах. Но вместе с тем — скромный человек, мало известный среднестатистическому волгодонцу – не то, что иной политик или блогер.

Но помнить его будут долго – изучать его творчество, созерцать его картины, открывать в них новые миры. Потому что работы Юрия Николаевича – все, как одна – настоящие, не выдуманные, реальные, объёмные, осязаемые и понятные. И в этом весь секрет.

Они как ручей с прозрачной, звенящей, вкусной и насыщающей водой. Живые! Иди и смотри: в эколого-историческом музее Волгодонска открыли персональную выставку живописи члена Союза художников России Юрия Падалки.

На открытие пришли близкие, друзья и знакомые художника — представители творческой интеллигенции и СМИ города. Конечно, выступили официальные лица, но разговор получился душевный, потому что каждый вспомнил что-то личное из общения с Юрием Николаевичем и его творчеством.

Представитель администрации города Надежда Бондаренко поздравила всех с открытием экспозиции, назвала этот факт значимым событием в культурной жизни Волгодонска, а наследие художника – мощным заделом, без которого невозможно воспитание молодёжи.

Член Общественной палаты, заслуженный работник культуры Людмила Мурашева подметила: «У некоторых авторов из выставки в выставку одни и те же картины, а у Юрия Николаевича такого не было, он умел удивлять, на его показы нескучно было приходить, опять и опять демонстрировал новые работы».

Директор музея Ирина Павлинок вспомнила, как открыла для себя никому не известного Юрия Падалку ещё в 1987 году, на одной из первых выставок самодеятельных художников города. Тогда музеем были приобретены две его картины, которые тоже смогут увидеть посетители. А ещё 50 работ для показа предоставила вдова художника Любовь Васильевна. Это яркие сюжетно-тематические композиции, натюрморты, пейзажи и портреты, созданные в разные годы.

На свет Юрий Падалка появился 20 ноября 1953 года. Между прочим, в ста километрах от Волгодонска — в хуторе Савоськин Зимовниковского района.

Семья жила небогато, мальчишка рос без отца, помогал матери по хозяйству. Детские и юношеские годы провёл в родном степном краю. Именно тогда запали в память парнишки, как говорится, раздолье донских степей и шёпот падающих листьев.

Понятное дело, что в хуторе не было художественной школы. Только уроки рисования, которые вёл сельский учитель Алексей Алексеевич  Сухомлинов. Юра всегда получал пятерки за свои работы, очень хотел творить, постигать…

В 1974 году деревенский мальчишка смог поступить в Московский университет искусств, где успешно окончил отделение станковой живописи и графики. Потом приехал в Волгодонск и творил здесь всю жизнь. Работал художником-оформителем. В 1983 году поступил учиться в Ростовской областной центр народного образования (отделение художник-оформитель), где учился только на «отлично». Интересно, что уже тогда педагоги покупали его работы.

Справка. Юрий Падалка — участник городских, зональных и областных выставок. Персональные выставки прошли в Польше (1985 г.), Германии (1986 г.), Цимлянске (1999 г.), Ростове-на-Дону (2009 г.). В 2006 г. участвовал во Всероссийской художественной выставке, посвящённой 100-летию М.А. Шолохова.

 Просто Мастер

«Мы с Юрой родились в одном колхозе, жили через два бугра – если по прямой. Видели – что он, то и я. Когда выросли, пошли разными путями, потом встретились в Волгодонске», — начал своё выступление член Союза художников, близкий друг Падалки Егор Дердиященко.

Потом сказал: много художников в нашем городе, торгуют картинами на местном Арбате. Но, оказывается, есть такие, «я точно это знаю — едут в степь, снимают на фотоаппарат, возвращаются и – раскрашивают». Вот и выходит у них «чистая мертвечина».

«А Юра красил на месте, с натуры. Не выписывал, а просто брал мазки – раз, раз. А мазок у него такой.., всё получалось – и листочек есть в нём, и травинка… Ну, дано человеку было, дано! Сравните его работы с другими, сразу всё видно – «жи-во-пись». Сложное слово, значит «живое письмо», — продолжал Егор Егорович.

На многих картинах Падалки — впечатлении детства. Также много работ, которые сделаны на основе знаний, приобретенного опыта. Когда художник сначала всё впитывает, нарабатывает мастерство, а потом оно заставляет создать если не шедевр, то правдивую и глубокую, неповторимую историю в красках.

«У нас слова настолько затерты. Великий, гениальный… Зачем? Мастер – вот и всё. Как говорят: актеров стало меньше, а звёзд — больше. Но звезда где только не звездит. Мастер же работает спокойно, тихо и незаметно. Потом звёзды – глядишь — гаснут, а мастера нет. Чтобы не погаснуть, судьбу надо иметь. Юра имел судьбу, имел право что-то сказать и он это сказал. А нам – расшифровывать», — выдал под общее одобрение Дердиященко и закончил:

«Рассказывать – бесполезное дело. Надо видеть». Так что — иди и смотри!

«В картинах Юрия Падалки каждый штрих, каждый мазок выглядят естественно и легко. Пейзажи художника создают удивительную гармонию, в которую погружается зритель. Глядя на картину «Ковыли», мы, словно дышим запахом полевых трав, слышим ласковый шепот ковыля, ощущаем дуновение ветра, наслаждаемся чувством простора и окрылённости, которое рождает в человеке степь», — вела встречу зрителей с творчеством мастера и давала свои расшифровки полотен старший научный сотрудник музея Елена Куричава.

В некоторые моменты глаза Елены Владимировны увлажнялись, а голос дрожал, как, впрочем, и у многих зрителей. Было понятно, что пространство выставочного зала пронизывают лучи катарсиса и синергии – душевного очищения и сильнейшего воздействия, настоящая магия творчества художника.

Справка. Ю.Н. Падалка награжден: дипломом Министерства культуры РФ за участие в Международном фестивале народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество» (2002 г.); грамотой Волгодонского творческого объединения «Белая Вежа» за участие в выставке «Юг России» (2002 г.); грамотой Общества Друзей Донских Казаков проживающих в зарубежье, г. Чикаго, за творческую деятельность, направленную на прославление Донской казачьей культуры (2005 г.).

«Любушка»

«Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит… не стараясь угодить…», — сказал поэт. Эти строки можно отнести и к творчеству Юрия Падалки, слегка перефразировав: каждый пишет, как он видит.

Именно об этом говорила вдова художника Любовь Васильевна:

«Каждый художник видит красоту по-разному. У каждого на это свой взгляд. Юра видел красоту такой, какая она сейчас на его картинах. Живопись Юры – это бесконечные километры дорог, которые он прошёл в поисках своих творческих находок. Это незабываемы встречи с людьми, с его земляками, которыми он очень дорожил, где черпал своё вдохновение, восхищение. Он старался передать настроение, восхищение тем, что его окружает. И, конечно же – незабываемый мир лошади. Это удивительное животное своей грацией, выносливостью и жизнестойкостью восхищало его».

Поблагодарив организаторов и гостей выставки за память, поддержку и добрые слова и атмосферу, Любовь Падалка преподнесла в дар музею работу «Атака», на которой изображены человек и лошадь – «символ и источник вечного вдохновения и красоты».

По словам супруги, Юрий Николаевич работал очень много. Он не представлял себя без этюдника и красок. Каждый день шёл в свою мастерскую. Подолгу вынашивал идеи, жил художественными образами, которые затем выплескивал на полотна. Мог заниматься несколькими картинами одновременно, а мог писать только одну до тех пор, пока полотно не было закончено.

Любовь Васильевна говорит о муже очень трепетно, нежно и все время подчеркивает, какой это был замечательный человек, с которым было прожито 37 лет счастливой супружеской жизни. Муж, возвращаясь с этюдов, дарил своей жене – любимой Любушке — полевые цветы, а затем писал с ними натюрморты. Так произошло с картиной «Топорики». Она восхищает невероятной нежностью и легкостью.

Любил Юрий Николаевич писать и ягоды калины («Калина красная»), возможно потому, что это растение — символ родной земли, доброты, милосердия и верности.

На протяжении жизни он оставался верен своей Родине, призванию, семье и женщине, имя которой Любовь. А иначе и быть не могло.

И совершенно очевидно, что этих людей объединила любовь к красоте. А красота – это источник, который питает доброту, сердечность и творчество, которое создаёт новую красоту. Иди и смотри!

Справка. К ежегодному Международному художественному конкурсу «Удивительный мир лошади», который с 2010 года проходил в городе Пролетарске Ростовской области Юрий Падалка готовился особо. В нём принимали участие живописцы, скульпторы, графики из 11 стран мира: Аргентины, США, Германии, Турции, Казахстана, Узбекистана и др. Волгодонец стал лауреатом Дипломов II и III степени, чем очень гордился. На открывшейся выставке представлены две работы, которые экспонировались на конкурсе «Удивительный мир лошади» – «Ненастье в степи» и «Атака».

Такая жизнь, брат для меня!

Известно, что для сбора материала Падалка ездил в станицу Нижне-Чирскую, что на берегу Цимлянского водохранилища, основанную в 1637 году. После таких поездок рождались удивительные полотна. «Знаменосец», «Рубака», «Всадник в степи», «Круг», «Кавалерийская атака» — это картины, в которых нашли отражение события  неспокойного времени ну и, конечно, конь – верный друг казака.

Гордое и сильное животное изображено в разных ситуациях – в свободном беге, мирно пасущимся в степи, под седоком-охотником. Для Юрия Николаевича лошадь – ещё и символ донского простора. Его полотна «В степи», «Зной», «Донская степь», «Непогода в степи» — тому подтверждение. 

Директор «Галереи искусств» Волгограда Владимир Цыгулев отмечал: «Его работы отличаются степной тематикой. Если это натюрморт, то это обязательно полевые цветы, если это степь, то дышащая, свободная». Захватывают зрителя «Орлы в степи»,  «Изгиб реки», «Цветущая земля», «На Дону»…

«Твои картины мне подобны», — говорил Юрию Николаевичу Кшиштов Шеделка – известный польский антиквар, коллекционер и продюсер фильма «Четыре танкиста и собака». Оценив талант живописца, он пригласил дончанина поработать в Польше, где Юрий Падалка написал более 200 картин. Сегодня полотна «пана малярика», (так звали Юрия Николаевича поляки), украшают старинные замки и галереи европейских городов.

Кстати, поляки уговаривали нашего художника остаться жить и работать в их стране. Шли «лихие» 90-е годы и предложение было из тех, от которых невозможно отказаться. Но Юрий Падалка не представлял себе жизни вдали от милого ему донского края. Он мог бы остаться в Европе, но выбрал сердцем и вернулся в Волгодонск. Не за славой, точно — не за длинным рублём, а в родную степь, которая и была его Музой.

Интересный факт: в августе 2011 года Юрий Николаевич был приглашен в Кисловодск для вручения Билета на звание «пожизненного благотворителя» литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина». Имя художника внесено в «Золотую книгу» этого учреждения культуры — за картину «Дача Шаляпина», (представлена в выставочном зале Волгодонска). Возможно, что из окон этого особняка звучал великий бас России и исполнял любимую песню Юрия Падалки «Не для меня придёт весна». Это романс, но почему-то в нашем сознании он ассоциируется с народной казачьей песней.

Кстати, на открытии выставки романс был исполнен в живую Народным вокальным ансамблем «Славица» из ДК «Октябрь», (руководитель Ангелина Димитрова).

Справка. Юрий Падалка был Членом волгодонского творческого объединения «Белая Вежа». В 2007 году принят в Союз художников России.

Картины мастера находятся в частных коллекциях Польши, Германии, Франции, Болгарии, Греции и США.

И это всё о нём

Учитель ИЗО Марина Пахорукова: «Юрия Николаевича знаю давно. Сначала заочно — благодаря директору музея Петру Андреевичу Головко, который для меня открыл творчество Падалки. Потом лично — подходила к нему на выставках, задавала вопросы, мы беседовали. Был очень спокойный, рассудительный, контактный человек. Очень люблю его творчество».

Преподаватель детской школы искусств Людмила Лебедева: «Не была лично знакома с художником, но старалась не пропускать его выставки. Может, заезженная фраза, но я в восторге. Падалка — замечательный местный художник, это чувствуется в каждом мазке, в каждой работе. Замечательная гамма и узнаваемая техника. Очень жалко, что он прожил так мало».

Фотохудожник Давид Рубашевский: «Нас связывала большая творческая и человеческая дружба. Понятно, что мы работали в разных жанрах. В нашем городе больше нет такого художника, умеющего так предавать пространственность и быстрое уходящее состояние природы. Это чувство, интуиция, многоцветье… Потрясающий мастер. Гордость нашего города. И замечательно, что из года в год мы проводим выставки в память о нем».

Валентина Варцаба, фото автора и Александра Тихонова