Категории Новости

Наш читатель Сергей Шевченко пишет о истории вхождения калмыков в казачье сословие

07.02.2022

Фото: www.elista.org

Калмыцкое кочевье

     Первые 200 калмыцких семей в 1686 г. были приняты  в казачье сословие. Донские казаки и калмыки оказывали российскому государству услуги в Северной войне со шведами в 1700–1721 гг. В 1705 г. российское правительство узаконило проживание калмыков с донскими казаками. Указ Сената от 1715 г. разрешал калмыкам оставаться жить на Дону вместе с казаками и не возвращаться в свои улусы. [1] Первоначальные кочевья калмыков размещались между р. Дон и р. Северский Донец.

        В 1721 г. Войско Донское подчинено контролю военной коллегии. Мужчины-казаки получили статус военно-служилого народа. Их военная служба считалась государственной повинностью казаков, которым было даровано освобождение от налогов и других повинностей. Окончательно калмыки закрепились на Дону в 1733 г.

       Донской край, в отличие от губерний России, имел свои особенности управления. В казачьих станицах действовало традиционное казачье самоуправление. Были выборная власть в виде сыскных начальств, выборные старшины в Войсковой канцелярии. Законы Российской империи в полном объёме стали действовать на территории Войска Донского только в 1775 г. Окончательно границы Войска Донского были установлены и утверждены в 1793 г. «навечно» за Войском Донским «Жалованной грамотой» императрицы Екатерины II.

        Территория Сальских степей долго оставалась незаселённой. По  ним только кочевали ногайцы, затем в 1798 г. расселились калмыки по всей Области войска Донского. Большее их количество разместилось в восточной части Сальских степей. Их остальная часть принадлежала казне и Войску Донскому. Людей от заселения отпугивали неблагоприятные природно-климатические условия: суховеи, пыльные чёрные бури, засуха, нехватка источников пресной воды, малопродуктивные каштановые и светло-каштановые почвы с пятнами солонцов и солончаков, которые больше подходили для пастбищ. Донские калмыки направили императору Павлу I в 1798 г. прошение о причислении их к казачеству.

       В 1798 г. Павел I своим Указом приравнял чин войскового старшины к майору, есаула к ротмистру, сотника к поручику, хорунжего к корнету. Правительство признало за донскими чиновниками права российского дворянства.

       Донские старшины стали покупать крестьян в близлежащих уездах России. Численность крепостных и приписных крестьян у донских старшин достигала многих сотен. По данным 1797–1798 гг. генерал-майору Дмитрию Мартынову принадлежало 3 723 крестьянина. Ещё в 1796 г. правительство Павла I объявило всех приписных крестьян крепостными. [2]

      Генерал-майор Дмитрий Мартынов в конце XVIII в. владел плодородными землями в среднем течении р. Сал, в далёкой глубинке Области войска Донского. Видимо он и основал на правом берегу реки слободу Мартыновская Сальская, впоследствии названную Большая Мартыновка (в отличие от Малой, что выше по течению). Облик слободы определяли, в первую очередь, деревянный Свято-Троицкий храм и названная в его честь Велико-Троицкая улица с особняками купцов. [3]  Первое упоминание в документах о слободе Городищенской при р. Сал, она же — Мартыновка, относится к 1772 г. Слобода была основана на месте древнего городища кочевых народов (отсюда первое название — сл. Городищенская). После появления х. Малая Мартыновка сл. Мартыновка получила новое название — сл. Большая Мартыновка. Эта территория заселялась крестьянами из центральных губерний России, испытывавших аграрное перенаселение, а также оседлыми калмыками-скотоводами, поэтому здесь не было казачьих станиц, а преобладали сёла, слободы и хутора. Позднее они образовали Мартыновскую волость, которая входила в состав Сальского округа с центром в ст-це Великокняжеской (н/в — г. Пролетарск).

       Кочевье донских калмыков на севере ограничивалось течением р. Сал и её правым притоком р. Кара-Сал. На западе Кочевья шла сухая граница от р. Сал до балки (б) Сургучёва, которая впадает в р. Маныч с правой стороны. На юге Кочевье ограничивалось р. Маныч вверх до устья балки Ельмута, самой б. Ельмута, истоком б. Сухая Караичёвая. Дальше сухая граница шла от вершины левой отножины р. Большая Куберле до устья б. Шумкова, вершиной б. Камышева, впадающей в р. Малая Куберле, по самой р. Малая Куберле вверх до устья б. Никифорова. Затем сухая граница петляла по б. Савоськина, впадающей в р. Большой Гашун, вверх по р. Большой Гашун и её притокам — р. Большой Услан и Усун. От верховья реки Усун сухая черта границы шла на вершину балки Средняя Булукта, впадающей в р. Джурак-Сал. Южная граница Кочевья донских калмыков заканчивалась в верховьях р. Джурак-Сал до пределов Астраханской губернии. Восточная граница Кочевья шла вдоль нагорного берега р. Джурак-Сал, отделявшей земли донских калмыков от Астраханской губернии.

Земля донских калмыков

       Кочевье донских калмыков с севера и запада окружали свободные войсковые, казачьи и крестьянские земли, относившиеся к I и II Донским округам. На юге размещались земли, выделенные Войсковой канцелярией для содержания табунов донскими частными коннозаводчиками. На востоке были земли, выделенные государством для кочевья калмыков Астраханской губернии. [4] Лошади, овцы и КРС практически круглый год находились на пастбищах, где сами себе добывали корм. На случаи суровых зим на Дону скотоводы устраивали зимовники — загоны для укрытия с/х животных от неблагоприятных погодных условий. При зимовниках строились примитивные жилища в виде лачуг, землянок и куреней. С ростом поголовья животных возникла проблема нехватки пастбищ. Казаки и старшины стали занимать близлежащие свободные войсковые и станичные земли и основывать при зимниках хутора. В них они укрывали бесплатную рабочую силу: беглых великороссов, крестьян из Малороссии и др. Шли на Великий луг и запорожцы.

       Новопоселенцы основывались по берегам рек. От обездоленных людей разных национальностей произошли новые фамилии на Дону. Это Грековы, Грузиновы, Калмыковы, Мурзины, Польшинсковы, Татариновы, Туркины, Шляхтины. Дворяне Грековы, Ефремовы, Иловайские, Маньковы, Мартыновы, Орловы, Рубашкины, Скосырские, Ханжонковы заводили себе богатые имения. При них образовывались сёла, слободы и хутора, доныне хранящие название прежних владельцев. [5]

       Задонские степи, отведённые для Кочевья донских калмыков, занимали юго-восточный угол территории Донской области. Истоки р. Сал — р. Кара-Сал и р. Джурак-Сал. Они стекают с крутого восточного склона гряды главных возвышенностей Ергени. [6] Выходя из пределов Астраханской губернии, эти притоки круто поворачивают на встречу друг другу на границе с Областью войска Донского, сливаясь в общее русло под названием р. Сал. Эта река течёт на запад к Дону в виде дугообразной кривой, и делает крутой излом к югу при впадении балок Мокрая Ряска и Сухая Ряска. [7]

       Русла рек и балок разделяются не высокими и постепенно поднимающимися от берегов грядами. Гребни этих гряд венчали разбросанные по задонской степи насыпные курганы. Восточная часть территории донских калмыков была более возвышенной и всхолмлённой. На ней обнаруживались изломанные линии русел рек Большой Гашун и Малый Гашун. Большинство вод, протекающих через Кочевье донских калмыков, характеризовалось солонцеватым вкусом, иногда горечью. Эти свойства несколько ослаблялись во время весеннего разлива. Вода в р. Большой Гашун и р. Малый Гашун, чрезвычайно горькая по вкусу, оказалась негодной для водопоя скота.

       Недостаток воды для животных восполнялся снеговыми водами в лиманах, задерживаемых при помощи запруд в балках. Пресную воду калмыки добывали, делая копани и колодцы. Лучшие родники с питьевой водой были в балке Хуторская. По балке Каменная имелось два родника между зимовником сотника Типкина и устьем балки Каменная, впадающей в балку Двойная. Родник Павловский и другие били ключами по р. Ельмута. Самым обильнейшим считался родник Гремучий колодец на балке Хата – Булук.

       Восточная часть территории Кочевья донских калмыков вдоль течения рек Джурак-Сал и Кара-Сал с их притоками состоит из пёстрого почвенного слоя. Это красно-бурые и жёлто-бурые глины, суглинки с иловато-глинистыми, нередко пропитанными солью, образованиями. В северо-западной части Кочевья исследователи Донского края обнаружили более или менее мощные пласты чернозёма, местами достигающие до 1 аршина и более глубины. [8] Пахотный слой на площади калмыцких кочевий состоит из тех же подпочвенных суглинков, разрыхлённых корнями могучей степной растительности и смешанных с органикой. Местами обыкновенная суглинистая почва сменяется более или менее мощными новообразованиями из песка, глины, ила со значительным содержанием органических растительных остатков. Это можно обнаружить в похожих на котловины неглубоких долинах второстепенных рек и балок, впадающих в р. Сал и её притоки. Также такие почвы содержат куты — пространства между изгибом русла реки и подошвой высокого берега её долины. Эти пространства ежегодно заливаются водой и дают запасы лучших сортов трав для прокорма табунов лошадей, стад КРС, отар овец. Животноводство было главной и любимой отраслью хозяйства донских калмыков. [9]

       В восточной части Кочевья скотоводы освоили долины р. Акшибай, балок Пандесал, Средняя и Сухая Булукта, Терновая с Гуреевским лиманом, балку Мазанка (Худжурта), балку Уртигур. Также кочевали калмыки со своими стадами животных по левому берегу р. Сал, от балки Мазанка вверх и в низовьях рек Кара-Сал и Джурак-Сал.

       В западной части Кочевья калмыки заселили балки Большая Амта, Каменная, Зундо –Гилюнова, Баглай, Таловая и Мокрая Ряска. Основаны поселения по р. Большая Куберле, по левому берегу р. Сал, балкам Ельмута и Мокрая Караичёвая, в урочище Гремучий колодец на балке Хата – Булук. Местами был заселён правый берег р. Маныч. [10]

       В 1802 г. образованы Черкасский, Первый Донской, Второй Донской, Усть-Медведицкий, Хопёрский, Донецкий, Миусский округа и Калмыцкое кочевье. В 1806 г. Калмыцкое кочевье было преобразовано в Калмыцкий округ — административную единицу в Области войска Донского Российской империи. В свою очередь Калмыцкий округ делился на три улуса: Верхний, Средний и Нижний. Каждый улус представляли сотни [11], которых всего было 13, а сотни — на хотоны, состоявшие из 10–20 кибиток. [12] В 1835 г. «Положение об управлении войском Донским» подтвердило существование границы края и его округов, незыблемость территории Войска Донского.

       Калмыцкие сотни имели особое земельное довольствие, которое состояло в общинном нераздельном пользовании всех граждан сотни. На каждую мужскую душу калмыцкого населения первоначально приходилось по 100 десятин земли. [13]

       В Верхнем улусе Калмыцкого округа всего проживало 2 319 человек. Из них коренных жителей — 1 906, из других донских станиц и волостей — 235 человек, из других губерний — 178 человек. Иностранцев не учтено.

       В Среднем улусе Калмыцкого округа числилось 3 426 человек коренных жителей, из других донских станиц и волостей — 234 человек, из других губерний — 11 человек. Всего записано 3 680 жителей, иностранцев нет.

       В Нижнем улусе Калмыцкого округа учтено 4 330 человек коренных жителей. 338 человек составляли выходцы из других донских станиц и волостей, 276 человек — из других губерний России, записан один иностранец.

       К православным в Верхнем улусе себя причисляли 758 человек, к единоверцам — 38 жителей, к раскольникам — 108 человек, римско-католикам — 11 человек, протестантам — 6 жителей. В Среднем улусе было 530 человек православных и 3 806 ламаистов, в Нижнем улусе — 1 310 православных. К простому казачьему сословию в Верхнем улусе относилось 3 890 жителей, в Среднем улусе — 6 785 человек, в Нижнем улусе — 7 530 человек. Православное духовенство включало 58, 88 и 60 священнослужителей соответственно. [14]

       Будучи военно-служилым народом, донские казаки участвовали в военных кампаниях против Наполеона (1805–1807 гг.), в русско-шведской войне (1808–1809 гг.).

       Донские казаки и казаки-калмыки активно участвовали в Отечественной войне с французами в 1812 г. и в заграничных походах 1813–1814 гг. Отдельным казачьим корпусом командовал известный генерал Матвей Иванович Платов (14 полков и одна конноартиллерийская рота). Рейды казачьей конницы возглавлял генерал Фёдор Петрович Уваров. Казаками командовал также генерал Иван Козьмич Краснов, сам из донских казаков. Из трёх калмыцких полков, участвовавших в войне 1812 г., 1-й и 2-й калмыцкие полки были снаряжены на собственные средства владельцев Дербетовского, Торгутовского, Хошеутовского улусов. [15]

       Многие уроженцы калмыцких станиц удостоены знаков отличия за воинское достоинство. Боевые действия в 1812 г. вели от 50 до 60 тыс. казаков, которые в боях захватили 546 орудий и взяли в плен около 70 тыс. солдат и офицеров противника. [16]

       Во время военно-топографической съемки (1822 г.) комиссия под руководством генерал-майора И.Ф. Богдановича впервые относительно точно установила, что территория Области войска Донского составляет 14 203 204 десятин земли. Территория Войска с принятием «Положения об управлении Войском Донским» в 1835 г. получила официальное название Земля войска Донского. Она имела особый статус: лицам невойсковых сословий запрещалось здесь постоянное проживание, приобретение имущества, занятие промышленностью, торговлей и сельским хозяйством. На Дону была узаконена частная собственность казачьего дворянства на землю. В Земле войска Донского имелось 13 млн. десятин удобной для посевов земли, распахивалось лишь 3 млн. (23 %). Ежегодно засевалось примерно 0,5 млн. десятин. Остальная земля в виде залежей не возделывалась по 6–8 лет, пока плодородие почвы не восстанавливалось естественным образом. На каждого казака полагался пай в 30 десятин, в середине века приходилось в среднем по 1 десятине возделанной земли. [17] В трёх калмыцких улусах к 1846 г. числилось 9 413 душ мужского пола. [18]

Источники и примечания

  1. Улус — монгольский и тюркский социальный термин со сложной семантикой, служащий в основном для обозначения понятий «народ, государство». В средневековье «улус» означал «орду», «военную дружину» и производные, отсюда — «государство, страна».
  2. Малыхин К.Г. История Донского края. Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. С. 89.
  3. Сокольский Э.А. Дон потаённый. Краеведческие очерки. — Ростов н/Д: Изд-во «Ростовкнига», 2017. — 320 с., ил. С. 139.
  4. Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков / Сост. Ген. Штаба полк. Н.А. Маслаковец. Ч. [1]. — Новочеркасск: Обл. Войска Донского тип., 1872. С. 2.
  5. Суичмезов А.М. Дали донские. — Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1970.
  6. Ергени — близкая к треугольной по форме платообразная асимметричная возвышенность на юго-востоке Европейской части России длиной около 300 км и шириной от 50 км в северной части до 350 км в южной.
  7. Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков / Сост. Ген. Штаба полк. Н.А. Маслаковец. Ч. [1]. — Новочеркасск: Обл. Войска Донского тип., 1872. С. 5.
  8. Аршин: старорусская единица измерения длины.1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.
  9. Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков / Сост. Ген. Штаба полк. Н.А. Маслаковец. Ч. [1]. — Новочеркасск: Обл. Войска Донского тип., 1872. С. 19.
  10. Там же, 1872.  С. 21.
  11. Понятие «сотня» имеет два значения: 1) подразделение казачьих войск; 2) административная единица в Калмыцком округе Области войска Донского.
  12.  Хотоны (монг. Хотон) — небольшая этническая группа.
  13.  Десятина — старая русская единица земельной площади. Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казенная», равная 2 400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.
  14. Область войска Донского по переписи 1873 года. Вып. 1 (Книга II). Новочеркасск, 1879. Печ. в Област. Войска Донского Типографии.
  15.  Александровская Л.П. Судьбою связаны одной. [Текст] / Л.П. Александровская. — Элиста: ЗАОр «НПП “Джангар”, 2009. С. 34.
  16.  Самарина Н.В., Витюк О.Г. История Донского края (XVII – XIX век). 7/8 классы. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004. С. 82.
  17.  Самарина Н.В., Витюк О.Г., 2004. С. 87.
  18.  Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков / Сост. Ген. Штаба полк. Н.А. Маслаковец. Ч. [1]. — Новочеркасск: Обл. Войска Донского тип., 1872. С. 5.

С.А. Шевченко (пос. Гашун, Зимовниковский район)