Из-за чего на АЗС дешевеет топливо, и почему цены опять начнут расти
С конца февраля цены на АЗС в России остановились после почти непрерывного роста с весны 2021 года, а в марте даже несколько снизились — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
На фоне общего подорожания товаров в России, а инфляция с начала года, по данным Росстата, составила 7,67 процента, стоимость бензина повысилась только на 0,9 процента, дизельного топлива — 2,5 процента. Рост цен пришелся на январь и начало февраля. В марте цены на бензин просели на 0,1 процента, а на дизельное топливо — на 0,3 процента.
В деньгах снижение оказалось незначительным, бензин АИ-92 и АИ-95 подешевел на 8-9 копеек, дизельное топливо — на 14 копеек. Розничные цены последовали вслед за биржевыми котировками, которые в России снизились, несмотря на рост мировых цен на нефть. Для сравнения, в Европе цены на аналог АИ-95 с начала года выросли на 20-30 процентов — до 200-300 рублей за литр. Но проблема в том, что с 10 марта биржевые котировки топлива в нашей стране опять стали расти и, неминуемо, потянут за собой цены на АЗС.
Падение оптовых цен на топливо на бирже оказалось впечатляющим: с 24 февраля бензин подешевел за две недели на 27-29 процентов, а дизельное топливо — на 20 процентов. Это стало следствием снижения спроса на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. По ее мнению, к сокращению спроса привело удорожание банковского финансирования, используемого при торговых операциях покупателями, после увеличения Банком России ключевой ставки. Наряду с этим снизился экспорт российских нефтепродуктов, что «заперло» значительные объемы топлива внутри страны. Ограничения экспорта произошли на фоне потока антироссийских санкций, которые сделали торговлю отечественными нефтепродуктами рискованной и привели к дистанцированию от их закупок со стороны традиционных покупателей, поясняет эксперт.
С этим согласен заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Сергей Колобанов, который также подчеркнул, что санкции снизили котировки российской нефти Urals, практически нивелировав влияние на наш рынок роста цен на нефть и топливо в Европе. Наша нефть торгуется сейчас с огромным дисконтом к Brent — более 25 процентов. В совокупности эти факторы уже вызвали снижение объема переработки нефти в России.
Как правило, в марте, по сравнению с февралем, производство автомобильного топлива в нашей стране, наоборот, росло. Весна — сезон начала традиционных ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и период увеличения внутреннего потребления топлива из-за начала посевной компании и дачного сезона, отмечает Колобанов.
Ранее за границу отправлялось около 10 процентов производимого в стране бензина и 50 процентов дизельного топлива, что при снижении спроса на них могло отразиться на объемах нефтепереработки. Учитывая, что доля экспорта бензина от общего объема его производства значительно ниже, чем у дизельного топлива, при росте спроса именно с него может начаться подорожание топлива на АЗС.
Причем, аграрии, как правило, закупают топливо для своих нужд впрок, на всю посевную, а дачники увеличивают потребление топлива в среднем на 5 процентов, поэтому спрос на него вырастает значительно. Закупка топлива для посевной уже началась, а поток дачников начнет увеличиваться с начала апреля. На бирже оптовые цены с 10 марта уже отыграли половину своего падения в начале месяца.
Поэтому ожидать дальнейшего существенного снижения цен на бензин и дизтопливо не стоит, считает Колобанов. Прочие затраты, включаемые в себестоимость топлива, будут расти из-за падения курса рубля и роста инфляции, поэтому общая тенденция — рост цен на АЗС, но ниже уровня роста потребительских цен в стране, уточняет эксперт.
С точки зрения Лишневецкой, ощутимое снижение цен на автобензин в рознице в ближайшие 2-3 месяца маловероятно, даже если оптовые цены продолжат падать. На это вряд ли пойдут операторы АЗС, для которых почти весь прошлый год торговля топливом была убыточна. В январе и феврале этого года она стала прибыльной — средняя чистая маржа розничной реализации колебалась в диапазоне 1,5-2,5 рубля за литр для марки АИ-92 и 2,8-4,5 рубля за литр для АИ-95. И именно это позволило в марте незначительно снизиться розничным ценам на АЗС, отмечает она.
Эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на то, что рост цен на АЗС вероятно возобновится, он не превысит уровня инфляции благодаря действиям регулятора. Здесь также стоит вспомнить, что у правительства есть дополнительный козырь в рукаве — корректировка демпферного механизма. Демпфер сдерживает рост оптовых цен на топливо. Размер демпфера рассчитывается из разницы экспортных цен на топливо с учетом доставки до потребителя (нетбэк) и установленных государством базовых (индикативных) цен, при превышении которых бюджет компенсирует нефтяникам часть недополученной прибыли от экспорта, когда они поставляют бензин и дизель на внутренний рынок.
Ранее демпфер планировали изменить в сторону увеличения компенсации из бюджета в пользу нефтяных компаний в апреле, но снижение экспорта и падение оптовых цен позволило отложить корректировку механизма
Текст: Сергей Тихонов