Мы помним боль и радость той весны
Прошло десятое собрание детей войны, живущих в Волгодонске. В нашем городе этих людей более семи тысяч. Можно сказать, крупица. Но, с малых лет познавшие недетские испытания, они получили особую закалку. И становятся в нашем социуме более заметной частью, голос которой все слышнее.
Автор — Ольга КУЗЬМИЧЕВА
На этот раз детей войны гостеприимно встречал молодежный драмтеатр. С небольшой программой выступил ансамбль городского совета ветеранов «Горящие сердца». Собравшихся приветствовали глава администрации города Сергей Макаров, председатель городской Думы – глава города Сергей Ладанов, руководитель городского совета ветеранов Александр Кириллов.
Активистам ветеранского движения вручили Благодарственные письма. И начался спектакль «Помнить – для того, чтобы жить». Это спектакль репертуарный, он шел на сцене ВМДТ, может быть, уже 20-й раз. Но в этот день все воспринималось по-новому.
Дело в том, что наши актеры не умеют работать в отрыве от реального времени. В этом, по-моему, главная особенность волгодонского театра. Спектакль все время «перекраивается». Какое-то время главной становится блокадная тема; затем подвиг танкистов; партизаны или подпольщики. Готовясь к нынешнему собранию детей войны, конечно, добавили фрагмент о юных героях фронта и тыла. Но не только.
Еще один главный мотив связан с событиями на Донбассе. Он побуждает к чему-то особенно яркому и жизнеутверждающему. Справиться с задачей помогла гениальная в своей простоте идея привлечь актеров разных поколений, начиная от семи лет. Идея дерзкая, рискованная. Но детская студия «Парадиз» под руководством Елены Сергеевой не просто справилась. Юные актеры добавили происходящему такую звонкую, чистую и честную ноту, что «взяли» зал без остатка.
Спектакля еще раз напоминает: память – это дорога из прошлого в будущее. Благодаря таланту и искренней «заряженности» актеров зал с первых минут погрузился в «сороковые роковые, свинцовые, пороховые». Декораций на этот раз – самый минимум: фрагменты стен с надписями «Мы защищали Одессу, Ростов, Сталинград», «Мы с Волги», «Идем на Берлин», видеоряд с военной хроникой на заднике сцены да борт легендарной фронтовой полуторки. Но наряду с актерами главными действующими лицами были песня, шутка, неистребимый фронтовой юмор. Зал вместе с героями спектакля пел незабываемые куплеты из репертуара Леонида Утесова и Марка Бернеса, Владимира Высоцкого и Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и Александра Твардовского, «Тарапуньки и Штепселя». Разные страницы войны, разные жанры фронтового искусства, разные герои – все это отразилось в динамично меняющемся калейдоскопе из стихов, песен, танцев. И вот один из самых ярких кусочков: на авансцене – семилетняя исполнительница Николь Сабанадзе с финалом фрагмента о фронтовых агитбригадах:
Гармошка фронтовая – подруга боевая,
Дошла ты до Берлина от Бреста и Москвы!
В бомбежках не робела, в пожарах не сгорела;
И песню свою спела в победный день весны!
Весь зал еще споет хором вместе с актерами и «Катюшу», и «Я помню свет
далеких лет». Будет шквал аплодисментов, восторг и слезы зрителей. Будет искренняя благодарность людей, ради которых артисты так вдохновенно и страстно работали на сцене, – детей войны.
Один из ветеранов так и сказал в интервью:
– Мы – уходящее поколение. Уходящее снова под грохот взрывов на Украине. Спасибо, что такие встречи и спектакли поднимают наш боевой дух, возвращают к жизни!
Как родилась идея программы, все ли удалось? С этими вопросами я пошла к исполнителям.
Актриса и режиссер-постановщик спектакля Елена Сергеева:
– События на Украине побудили нас к тому, чтобы «зарядить» людей мыслью: память не делает нас слабее, она дает силы идти дальше. Как и в Великую Отечественную, в боях за Донбасс сражаются люди высокого духа.
Есть ли удовлетворение от постановки – пока говорить рано. Но и взрослые, и юные актеры из студии «Парадиз» пропустили через свои сердца все, что здесь показали – это видно. У ребят, конечно, разный уровень подготовки и разные данные. Но они предельно честны на сцене, зритель это всегда чувствует и откликается. Вот самое важное и дорогое в нашей работе.
Директор театра Александр Федоров:
– За что люблю этот постоянно меняющийся спектакль? И на 20-м ее просмотре абстрагируюсь от всего, превращаюсь в обычного зрителя, до слез и мурашек. Ну и, конечно, за самых благодарных зрителей – детей войны. Все, что мы показываем, ими глубоко и каждый раз по-новому пережито. В спектакль вложен большой труд. Но горячая реакция зала искупает все.
А разговор со зрителями – как продолжение тем, затронутых в спектакле.
Фотохудожник, представитель поколения детей войны Давид Рубашевский:
– Я еще раз прочувствовал гордость за свое поколение. Война отняла у нас детство. Но сформировала особое мировоззрение – без зависти, без стяжательства, с жаждой познания! Один из моих одноклассников в войну лишился кисти правой руки. Но как он старался учиться! Для нас огромным счастьем была сама учеба в школе – без репетиторов, без каникул. Мы сами натаскивали друг друга по всем предметам. В итоге все базовые знания в области искусства я, например, получил путем самообразования.
Но пусть такие встречи напоминают не только нам, но и власть предержащим: тема социальной поддержки этой категории ветеранов еще ждет продолжения и решения.
Александр Кириллов, председатель городского совета ветеранов:
– Дети войны де юре не являются официальной категорией населения. Но мы знаем: есть их немалый вклад и Победу, и в восстановление страны. В большинстве своем это люди активной жизненной позиции, высокой культуры и духовной стойкости – хороший пример молодым. Как обеспечить их справедливую социальную поддержку – над этим вопросом законодатели бьются давно. Главная трудность в том, как объективно определить возраст людей категории «дети войны». Вопрос непростой, но решать его необходимо, как и поднимать уровень защиты обычных российских пенсионеров. Такие акции, как сегодняшний спектакль, настойчиво напоминают об этом. Спасибо театральному коллективу за это напоминание и за высокий эмоциональный заряд, который мы здесь получили.
А эту женщину я бы назвала особым зрителем и завсегдатаем ВМДТ. Людмила Максимовна Таранова, ветеран педагогического труда и мама двух ярких представителей театрального коллектива, о котором здесь речь, – Елены Сергеевой и Игоря Таранова. Тоже дитя войны, Людмила Максимовна напоминает: самую великую цену за Победу заплатили фронтовики:
– А я свое детство все равно вспоминаю как счастливое время, хоть и надеть-обуть было нечего. Я была младшей в семье. Может, поэтому мне и кусочек сахара доставался (когда он в доме был), и сшитая из тряпочек кукла. Даже из детских домов (знаю со слов выросших там людей) мои сверстники вынесли благодарную память: страна отдавала детям лучшее.
Вот такая «мера счастья» была у детей войны: кусочек сахара, тряпичная кукла…
Как же богат народ, который это знает и помнит! Постичь эту ценность дано не всем. А победить такой народ – никому.