Категории КультураНовости

25 июня — День дружбы и единения славян. Что их объединяет и как они разошлись

25.06.2022

Космоцентрическое мышление, вера в домовых и страх «заложных покойников»: Эксперт ЮФУ рассказала, почему у разных славянских народов больше сходств, чем отличий

25 июня отмечается День дружбы и единения славян. О том, что объединяло разные славянские народы в древности, и как разошлись их исторические пути с принятием разных ветвей христианства, рассказала доцент кафедры общего и сравнительного языкознания, кандидат филологических наук, преподаватель введения в славянскую мифологию Марина Флягина.

По словам Марины Валерьевны, к настоящему времени существует достаточное количество авторитетных трудов этнографов, историков, фольклористов, в которых предпринимается попытка реконструировать исходную систему мифологических представлений славян. Прежде всего это работы Бориса Рыбакова и Дмитрия Зеленина. Именно фольклористы, археологи и этнографы являются теми учеными-практиками, которые могут сегодня ответственно предъявлять доказательства существования языческих верований у славян, именно потому, что они имеют дело с материальными фактами, сохранившимися у народа. Наиболее же достоверными источниками исследования славянской мифологии считаются декоративно-прикладное искусство, фольклорные сведения и литературные источники.

«С конца первого тысячелетия до нашей эры древние историки повествуют об особой этнической общности, отличной от других индоевропейских этносов, которую значительно позже назовут славянами — вначале их именовали венедами, антами, склавинами. Этот период в истории славян получил название праславянский или общеславянский и завершился в VI – VII веках нашей эры, поскольку расселение славян на значительной территории и их активное взаимодействие с другими народами постепенно привело к культурной дифференциации славянского мира и выделению отдельных славянских языков. Славяне на рубеже VII – VIII веков разделились на три группы народов, что соответствует трем языковым группам: восточнославянской, западнославянской и южнославянской. Считается, что с VI по IX века (а возможно, и раньше) славяне, проживавшие на значительно отдаленных друг от друга территориях, формировали сознание принадлежности к единой этнической общности, доказательством чего является их самоназвание – славяне», — рассказала Марина Флягина.

Доцент ЮФУ уточнила, что в религиозном отношении славяне не едины. Их религиозные различия отразились на особенностях материальной и духовной культуры. Православные славяне испытали влияние греко-византийской культуры: это русские, основная часть украинцев и белорусов, сербы, черногорцы, болгары, македонцы. Католическая часть славянства: поляки, кашубы, чехи, словаки, серболужичане, словенцы, хорваты — подверглась так называемому западному влиянию, которое проявилось в общественном быте, одежде, архитектуре и, конечно, в языке. В результате же многовекового турецкого правления некоторая часть южных славян на Балканах исповедует ислам: боснийцы-мусульмане и потомки исламизированных сербов и хорватов. И существует интересная закономерность: православные славяне используют на письме кириллицу, славяне-католики – латиницу, боснийцы-мусульмане – обе системы.

«У славян христианство распространялось неравномерно и в разные периоды: между славянскими племенами, особенно близко прилежащими к Греции и Риму, оно начало распространяться ранее всего. Благодаря созданному Кириллом и Мефодием старославянскому языку христианство в течение 9-10 веков распространялось к северу и северо-востоку от Балкан, среди западных и восточных славян, у которых к этому времени уже сложились государства. До этого времени, основой славянского мировоззрения было язычество. Древним славянам было свойственно космоцентрическое мировоззрение, которое по своему отношению к природе значительно отличалось от современного — технологического.  Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому для него было характерно самоограничение, обожествление природы, нежелание своим вмешательством навредить ей. Подобные представления породили дохристианских языческих божеств. Сегодня установить полный список славянских богов очень сложно. Основными источниками сведений являются древние летописи, в которых прямо или косвенно рассказывается о верованиях славян до принятия христианства, а также фольклорные тексты, сопровождающие обряды. Причем нередко этнографы и этнолингвисты фиксируют смешение и замещение языческих и христианских элементов в структуре славянских обрядов», — подчеркнула Марина Флягина.

Марина Валерьевна назвала общие и различительные черты в языческой культуре славян: фольклористы и этнолингвисты фиксируют специфические особенности традиционной культуры у восточных, западных и южных славян. Они обусловлены различиями в природных условиях, контактами с соседними неславянскими народами и другими факторами. Исследователи славянской мифологии в качестве персонажей, почитавшихся всеми славянами, называют Перуна и образ Земли-матери. В целом же ученые приходят к выводу о том, что общеславянского языческого пантеона не существовало, так как не было единого славянского централизованного государства. А вот низшие мифологические существа — домовые, русалки, берегини — хотя и имели разные имена, во многом были сходны по выполняемым ими функциям в соответствии с тремя стихиями – водной, земной и небесной. Интерславянскими следует признать ритуально-календарных персонажей таких как Коляда или Масленица.Низшими духами, характерными именно для славян, были также «заложные покойники». Так называли в общем смысле демонических персонажей, но их атрибуты различаются в мифологических представлениях разных народов, даже близкородственных.

«Несмотря на очевидные различия в языке, вероисповедании и культуре славянских народов, все-таки нужно сказать, что общих черт между славянами гораздо больше, чем различительных, и это несмотря на то, что единство славянских народов не является сегодня актуальным ни для них самих, ни для окружающих их народов», — подытожила Марина Флягина.

Иллюстрации — художник Константин Васильев.