Категории Главная темаКультураНовостиРоссийская газета

В Ростове-на-Дону представили оперу «Севильский цирюльник»

28.06.2022

Шедевр Россини на мировых оперных сценах ставили тысячи раз. Браться за него — всегда вызов. / фото: Пресс-служба Ростовского музыкального театра

В Ростовском государственном музыкальном театре состоялась премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Когда-то сам Россини, острослов и гурман, вспоминал: «Я плакал в своей жизни трижды: когда на первом представлении провалилась моя опера «Севильский цирюльник», когда на лодочной прогулке упал в воду индюк, фаршированный трюфелями, и когда я слушал Паганини». Так вот: в Ростове плакать ему бы не пришлось. Премьера прошла триумфально -пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Спектакль имеет в Ростове богатую историю. Как рассказал худрук и гендиректор театра Вячеслав Кущев, впервые в афише постановка появилась в 2003 году и долгие годы пользовалась успехом: прошла семьдесят раз, в том числе на зарубежных гастролях. Но времена изменились, появились новые возможности у театра, у артистов…

— На худсоветах думали, — рассказывает Кущев, — что ставить сегодня в оперном жанре? У нас идет полтора десятка произведений, очень серьезных — «Леди Макбет», «Царская невеста», «Хованщина», недавно созданная «Турандот»… Но комической оперы нет. Легкий жанр на самом деле фантастически сложен. Решили сделать нового «Севильского цирюльника» — актуального и оригинального. Трудно понять, как в 24 года Россини умудрился написать такую гениальную музыку. Ставили его оперу во всем мире, наверное, тысячи раз. Браться за нее — всегда вызов. Как решить сцены и ансамбли, пропитанные любовью, солнцем, искрометным юмором? Кто будет работать с этим материалом? Что нового мы скажем?

Над непростой задачей работала звездная творческая команда во главе с худруком столичного музыкального театра Сац Георгием Исаакяном. Он уже ставил в Ростове оперно-балетную мистерию «Кармина Бурана» Карла Орфа, оперу «Фауст» Шарля Гуно, оперетту «Паганини» Франца Легара… Художник-постановщик — петербургский художник Вячеслав Окунев, главный хормейстер — Елена Клиничева. Музыкальным руководителем стал главный дирижер ростовского театра Андрей Иванов. Он объясняет: «Это французская пьеса про Испанию, написанная итальянским композитором и исполненная русскими артистами. Мы долго искали ключ к визуальному ряду. Решили, что это все-таки Испания, но отправная точка — не XVIII век, а испанский кинематограф 1960-х годов».

На сцене перед зрителями — узнаваемые эксцентричные типажи, комические эскапады, но персонажи Бомарше — Россини в атмосфере фильмов Педро Альмодовара создают самобытный и уникальный гипертекст. Костюмы — недавнее ретро. Спектакль идет на двух языках.

— Итальянский язык лучше ложится на эту музыку. Она получается виртуознее, элегантнее, легче. Но для нас важно было увлечь зрителя, сделать его непосредственным участником, — отметил музыкальный руководитель и дирижер Андрей Иванов. Речитативы артисты исполняют на русском, арии и дуэты — на итальянском с бегущей строкой перевода.

Спектакль поставлен с огромным уважением к музыке Россини, тексту Бомарше. Может быть, оттого и зрители в восторге. Замирают, слушая влюбчивого графа, обаятельного Фигаро и зажигательную Розину.

Марина Бровкина (Ростов-на-Дону)