Категории ДатаНовостиОбществоРоссийская газета

Столетняя история журнала «Крокодил» представлена в Академии художеств

Фото: Александр Корольков/ РГ

В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств открылась выставка, посвященная столетию легендарного журнала «Крокодил». В экспозиции представлено более трех тысяч репринтов обложек номеров, выходивших в свет с августа 1922-го по февраль 2000-го года- публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

Фото: Александр Корольков/ РГ

Тираж главного сатирического журнала Советского Союза на пике популярности достигал 6,5 миллионов экземпляров. Он мгновенно раскупался в газетных киосках. Подшивки «Крокодила» долгие годы хранились у советских людей в шкафах и комодах, на чердаках и в гаражах, и в некоторых семьях они остаются там по сию пору.

Один из кураторов выставки — академик Российской академии художеств Игорь Козлов заверил корреспондента «РГ», что на ней представлены все обложки журнала за сто лет. «Год назад у нас возникла идея, и с этого момента началось коллекционирование «Крокодила». Собирали по всей России, по всему бывшему СССР. Нам присылали журналы из Николаева, Харькова, Херсона…» На вопрос, чем для него является «Крокодил», ответил: «Это история. Воспоминания детства».

Художник-«крокодилец» Татьяна Зеленченко писала когда-то: «Карикатура — искусство недолговечное, сиюминутное. Исчезла проблема — и устарела карикатура. Она как платье: сегодня модное, завтра вышло из моды, выглядит смешным и нелепым, а потом мы разыскиваем это платье, чтобы повесить в музее, потому что оно превратилось в раритет, в ту деталь, по которой судят о времени, которое и создает атмосферу этого времени». Вот так сегодня смотрятся рисунки, которыми снизу доверху покрыты стены и даже пол на открывшейся в Москве выставке. На них отражена вся нелегкая и противоречивая история большой страны.

Для Владимира Мочалова, бывшего главным художником этого журнала, «Крокодил» стал судьбой. Он рассказал в интервью «РГ», что в детстве забрался на чердак своего дома и обнаружил там под слоем пыли подшивку какого-то журнала, перевязанную веревкой.

«Я притащил ее домой, снял веревку, и увидел, что это — «Крокодил» времен Великой Отечественной войны. Я листал страницы с восторгом. Никогда в жизни я не видел таких смешных, интересных, остроумных и злых рисунков. Мне захотелось стать таким, как те, кто их рисовал. Именно тогда я нашел для себя профессию. Я стал перерисовывать картинки из этого журнала, и даже устроил небольшую выставку у себя в квартире. Конечно, я мечтал увидеть то место, где работают люди, которые рисуют карикатуры для «Крокодила». И это произошло в 1969 году».

При Владимире Георгиевиче — в феврале двухтысячного года — вышел последний номер журнала, и он мечтает возродить издание. Как и присутствовавший на открытии выставки 82-летний карикатурист-моменталист, член Московского Союза художников и член Союза журналистов России Адольф Скотаренко, который проработал в «Крокодиле» более 40 лет. А началось, по его словам, с того, что в семь лет в Забайкалье он увидел в «красном уголке» выпуск журнала за зиму 1943 года. Внимание ребенка привлекла карикатура легендарных Кукрыниксов, на которой изображалась корова в немецкой каске, сапогах и со «шмайсером». Речь шла о разгроме фашистских войск под Сталинградом. Впоследствии он рассказал об этом им самим — Михаилу Куприянову, Порфирию Крылову и Николаю Соколову, и показал свои рисунки. Кукрыниксы его творчество одобрили и помогли попасть в художественное училище.

Однако «Крокодил» — это не только карикатуры, но и тексты.

В журнале на постоянной основе трудились Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Виктор Ардов и многие другие. На вопрос «РГ», как великие делили место на полосах, Адольф Григорьевич признал, что конфликты случались. «Мы подавляли пишущих», — пояснил он, и напомнил слова художника Бориса Ефимова: «Одна карикатура порой заменяет целую статью».

Ариадна Рокоссовская