В ноябре ОПЕК+ может сократить добычу нефти на 1 млн баррелей в сутки
05.10.2022
Странам ОПЕК+ не выгодно снижение цен на нефть на мировом рынке. / REUTERS
Страны альянса на сентябрьской встрече уже договорились снизить производство на 100 тыс. баррелей в сутки, но это была лишь слабая коррекция, больше повлиявшая на новостной фон, нежели действительно изменившая баланс спроса и предложения. По оценкам экспертов, в ноябре страны ОПЕК+ могут согласовать сокращение добычи вплоть до 1 млн баррелей в сутки — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
С большой вероятностью ОПЕК+ примут решение о снижении добычи, считает исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. Мир плавно входит в рецессию. Ставка ФРС повышается, а инфляцию сдержать не получается ни в ЕС, ни в США. При этом доллар укрепляется ко всем иностранным валютам, кроме рубля. Из-за этого биржевые товары теряют в цене. Сдержать падение цен на нефть может снижение ее добычи, поясняет эксперт.
Сокращение добычи выглядит логичным шагом, учитывая рецессию на Западе и нарастающий кризис в Китае, отмечает аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. По его мнению, если будет объявлено о снижении добычи сразу на 1 млн баррелей в сутки, то нефть может легко вернуться к ценовым уровням в 100 долларов за баррель (сейчас 88 долларов) и выше, торгуясь в коридоре 97-110 долларов за баррель.
За дополнительное сокращение добычи говорит также то, что даже по данным самого альянса организация отставала в августе от плановых показателей роста производства на 1,4 млн баррелей в сутки. Едва ли это отставание было преодолено в сентябре и будет наверстано в октябре. Поэтому для стран, участвующих в нефтяной сделке, решение о сокращении на 1 млн баррелей в сутки от базовых показателей (последний раз были скорректированы в июле 2021 года) ничего не изменит. Вполне возможно, что некоторым из них для достижения планового уровня производства даже придется немного его нарастить, а не сокращать. Например, это касается нашей страны.
При этом существуют факторы, которые могут резко подбросить цены на нефть к 150 долларам за баррель уже в конце этого года, несмотря на рецессию. Во-первых, с 5 декабря заработает эмбарго на импорт странами ЕС российской нефти и с большой долей вероятности потолок цен на нашу нефть, который кроме стран «Большой семерки» поддержит только Европа. В результате сырье из нашей страны перестанет поступать на Запад и морским путем, и трубопроводами. И если к выпадению морских поставок ЕС готовился с весны этого года, то импорт трубопроводами Словакии, Германии, Чехии и Венгрии пока заменить просто нечем. Дефицит, как известно, неминуемо ведет к росту цен.
Также свою роль сыграет вероятное прекращение в ноябре интервенций нефти на рынок со стороны США из стратегических резервов. Демократы готовятся к промежуточным выборам (в начале ноября 2022 года) в палату представителей и сенат. Для победы им нужно снизить цены на топливо внутри страны, которые этим летом достигли многолетних максимумов. Но резервы не безграничны, и в определенный момент их придется опять наполнять. А это означает снижение предложения и увеличение спроса. На фоне ожидаемого сокращения ОПЕК+ котировки барреля неминуемо пойдут вверх.
С другой стороны, негативно повлиять на нефтяной рынок (сыграть на снижение цен) могут проблемы крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse. Если банк лопнет, это плохо отразится на рынке высокорисковых активов (фьючерсы на нефть), от которых банк избавляется в первую очередь, считают в Центре развития энергетики (Центре РЭ). В этом банке есть счета практически у всех крупнейших нефтетрейдеров со штаб-квартирой в Швейцарии, от Glencore до Litasco. Также на время затруднятся и операции с энергоносителями, если оплата завязана на счета в этом банке (если счета заморозят или закроют), отмечают в Центре РЭ.
По мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, сам факт возможного банкротства Credit Suisse снизит глобальный аппетит к риску и может спровоцировать падение на мировых фондовых и товарных рынках. Но влияние все же будет ограниченным, с учетом того что банк еще в 2014 году свернул операции по торговле на товарных рынках.