Сергей Нарышкин: Главная цель исторического образования — воспитание гражданина, ощущающего ответственность за настоящее и будущее России
Как будет выстраиваться научно-образовательное взаимодействие с историками Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей России, решали участники Первого национального форума преподавателей истории, который открылся в Тобольске. Особой государственной задачей считает председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин профессиональные контакты с историками новых регионов — преподавателями вузов Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей России — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
«Значение этой работы сейчас чрезвычайно велико. Необходимо активнее вовлекать наших коллег в общероссийские научные и образовательные проекты, оказывать им поддержку в том числе и в организации защиты диссертаций молодых ученых в диссертационных советах ведущих российских вузов», — заявил он. По данным РИО, сейчас на бакалаврских и магистерских программах — всего 23 тысячи 170 студентов. Этого мало. При таких темпах обучения к 2050 году у нас в стране будет один историк на тысячу человек населения. Однако совместная работа РИО и Минобрнауки России все же приносит свои плоды. «Планирование контрольных цифр приема на укрупненную группу специальностей «История и археология» позволила исправить ряд дисбалансов, ранее возникавших при распределении бюджетных мест между вузами», — убежден Сергей Нарышкин. Есть и другие хорошие новости. Например, как рассказал исполнительный директор Фонда «История отечества» Константин Могилевский, за три года на бакалавриате «История и археология» по стране количество бюджетных мест вырастет на 400. Мало того, удалось вернуть историческое образование в университеты Калужской и Рязанской областей и Сахалина. Принято решение выделить на изучение истории России на неисторических специальностях во всех без исключения вузах 144 часа. 80 процентов этого времени учебные заведения обязаны будут потратить на так называемую контактную работу, то есть не онлайн.
«Ставку нужно делать на классическую аудиторную работу со студентами в виде лекций и семинаров, — объяснил глава РИО. — Важно избегать и ситуаций, когда количество ставок осталось прежним, а уровень нагрузки на профессорско-преподавательский состав подрос». Не должно быть и «запоточивания» занятий, когда семинар проводят сразу для нескольких десятков и даже сотен студентов.
Сергей Нарышкин подчеркнул, что главная цель исторического образования — это «воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России и ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее».