В России впервые произведут достаточно инкубационного яйца
Такое решение Россельхознадзор объяснял ухудшением ситуации с гриппом птиц в странах Европы. По данным европейской системы ADIS, за восемь месяцев 2022 года зарегистрировано более 4 тысяч очагов гриппа птиц, уничтожены десятки миллионов птиц — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
В Голландии о новых вспышках гриппа птиц компетентное ведомство сообщает чуть ли не каждый день. По данным The Guardian, в результате более чем 600 вспышек в стране всего забито 3,7 млн кур, уток и индеек.
«Поставки птицеводческой продукции, в том числе инкубационного яйца, из неблагополучных по гриппу регионов, несут в себе очень серьезные риски. Болезнь может быть занесена в Россию, что крайне опасно для промышленного птицеводства, которое закрывает потребности страны», — подчеркивают в Россельхознадзоре.
При этом России опасаться дефицита инкубационного яйца не стоит. Как уточнили «РГ» в ведомстве, в России производится до 4 млрд инкубационного яйца в год, а импортируется всего порядка 500 млн штук. Кроме того, сейчас в стране реализуется ряд проектов по строительству новых инкубаториев. Спрос на импортное инкубационное яйцо ежегодно сокращается примерно на 10%. За девять месяцев в Россию ввезено 358,6 млн штук из 18 стран. По итогам года сокращение поставок будет еще больше из-за беспрецедентно сложной ситуации с гриппом птиц, прогнозируют в Россельхознадзоре.
Чехия и особенно Нидерланды исторически являлись одними из самых крупных поставщиков инкубационного яйца в Россию, говорит президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Но сегодня грипп птиц действительно зарегистрирован на территории всей Европы за исключением разве что Испании и Португалии. Наибольшее количество вспышек наблюдается в Великобритании, Германии и частично Нидерландах.
В этот раз Россельхознадзор запрещает импорт продукции с территорий целых стран, хотя до этого, как правило, ограничения касались отдельных регионов, обращает внимание эксперт. При этом, ссылаясь на птичий грипп, Россельхознадзор оставляет исключение из этого запрета — СПФ-яйцо. Это особое яйцо, которое используется для производства вакцин.
Логика ведомства и в том, и в другом случае понятна, считает Давлеев. В СПФ-яйце мы полностью зависим от импорта (а оно производится только в странах Западной Европы), поэтому запрещать его поставки нельзя. Кроме того, на предприятиях по его производству предусмотрены усиленные меры биобезопасности, что исключает занос заразы извне.
Что касается инкубационного яйца, многие российские компании имеют долгосрочные контракты на его поставки из Нидерландов и Чехии. Но за последний год в России существенно снизилась импортозависимость в инкубационных яйцах, утверждает Давлеев. В 2020-2021 годах в Европе тоже бушевал грипп птиц, из-за чего нашему птицепрому не хватало инкубационного яйца. В связи с этим правительство приняло срочную программу поддержки и развития племенных предприятий — репродукторов первого и второго порядка (где получают прародителей и родителей). В результате в течение 2022 года у нас впервые сложился позитивный баланс яйца.
«В 2021 году нам на фоне птичьего гриппа пришлось открывать альтернативные каналы поставок инкубационного яйца — например, из Турции. Теперь в этом нет необходимости. Средства, которые были брошены на строительство нескольких десятков племенных центров в России, позволили увеличить выпуск яйца выше потребностей рынка», — говорит эксперт. Сейчас Россия сама является одним из крупнейших поставщиков инкубационного яйца в Узбекистан и Казахстан.
Правда, пока из западных стран все еще завозятся прародители (в виде суточных цыплят). В этом смысле должна помочь селекционно-генетическая госпрограмма по созданию российского кросса «Смена-9», которая была начата одновременно с программой по производству инкубационного яйца. Эта работа тоже дает первые результаты — показатели кросса не уступают показателям иностранных конкурентов, отмечает Давлеев. Но чтобы масштабировать производство, потребуется 2-3 года.