И над площадью Победы «махну серебряным тебе крылом»
Страну сотрясали победные рапорты с великих строек, передовицы газет рассказывали о покорении космоса. А в молодом городе на левом берегу Цимлянского водохранилища строили дома, играли свадьбы, радовались рождению первенцев.
Все великое начинается с малого, и пока Волгодонск менял статус небольшого рабочего поселка на центр тяжелого машиностроения юга России, в городе подрастало юное поколение волгодонцев, которые после школьных уроков бежали на спортивные площадки во дворах домов и в кружки Дома пионеров.
Особой популярностью пользовался кружок авиамоделирования, занятия в котором вел Алексей Ракитцкий. И хотя кружок открылся весной 1967 года, за несколько месяцев желающих стало столько, что Алексей Павлович вышел с предложением создать учреждение дополнительного образования технической направленности.
Эту инициативу поддержали, выделили помещение в только что построенном новом доме по улице Ленина, 62, а самого Ракитцкого назначили директором Станции юных техников (СЮТ). В шестидесятые, годы «торжества технической мысли», эта форма поддержки и развития интереса к инженерным и техническим специальностям, которые нужны были в промышленности, была очень актуальной, станции юных техников открывали повсеместно.
– Сотни горожан с любопытством наблюдали за полетом кордовых моделей воспитанников Ракитцкого на площади Победы, – рассказывали старожилы города, воспоминания которых бережно хранятся в музее СЮТ. – От желающих попасть в число кружковцев не было отбоя.
Одними из тех первых счастливчиков, кому удалось записаться в кружок, стали Саша Никитенко и Леня Терещенко.
– Волгодонск тогда был совсем маленьким городом, и кружков особых для детей не было, – вспоминает Александр Никитенко. – Мы с воодушевлением помогали педагогам перевозить оборудование из Дома пионеров в новое помещение станции, устанавливать станки. Это новое пространство было наполнено особыми запахами, привлекавшими именно мальчишек: свежей древесной стружки и горячего металла, машинного масла и бензина, дымка от паяльников. Мы почти сразу начали выезжать на соревнования в другие города, а что может быть увлекательнее духа соперничества, стремления к победе?
Сегодня Александр Борисович и Леонид Григорьевич – педагоги СЮТ. И хотя теперь сфера их интересов совершенно другая, любовь к технике, преданность к избранной профессии начинались именно в те годы.
– Город стремительно рос, со всей страны приезжали специалисты строить «Атоммаш», – вновь обратимся к летописи СЮТ. – На рубеже 70-80-х годов прошлого столетия имеющейся площади Станции юных техников уже катастрофически не хватало для проведения занятий. Как-то раз к авиамоделистам зашел сам Александр Егорович Тягливый – первый секретарь горкома партии. Он удивился обилию стружек на полу и подумал, что в помещении несколько дней не проводится уборка. Но ему объяснили, что это накапливается всего за пару часов – слишком переполнен кружок, места недостаточно. Возможно, тогда в голове будущего почетного гражданина Волгодонска и созрело решение о том, что площади размером более 1000 квадратных метров в новом строящемся доме по адресу: Ленина, 112, в котором предполагали открыть магазин, надо перепрофилировать для размещения шахматного клуба и станции юных техников.
Так авиамодельный кружок во второй раз сыграл важную роль в развитии СЮТ.
Сегодня занятия авиамоделизмом на Станции юных техников ведут три педагога: Виктор Ребенок, Евгений Малычев и Алексей Засько, с которым мы с удовольствием пообщались.
– Летать (так авиамоделисты называют свои занятия с летательными аппаратами) я начал еще школьником, жили мы тогда на Украине, – поделился воспоминаниями Алексей Федорович. – Не думал, что авиамоделизм, педагогика станут моей профессией. В 74-м по комсомольской путевке приехал на «Атоммаш», устроился слесарем-монтажником в управление «Южтехмонтаж». Многие инженеры, технические специалисты в порядке шефской помощи проводили занятия со школьниками. Так я стал вести кружок, оформили меня руководителем по совместительству. Потом перешел в СЮТ, так и работаю до сих пор. В этом направлении сегодня на станции трудятся и мои коллеги Евгений Павлович Малычев и Виктор Михайлович Ребенок, очень талантливые педагоги и профессионалы своего дела.
По наблюдениям Алексея Федоровича, для мальчиков авиамодельный спорт очень полезен.
Это только со стороны кажется – изготовил модель, запускай да любуйся своим творением, которое кружит в небесной сини. На самом деле, кроме технических навыков, ребята у Федоровича, как, невзирая на разницу в возрасте, называют его выпускники разных лет, умеют работать и на токарном, и на фрезерном станках. На вооружении юных инженеров сверлильный и заточной станки.
Они уверенно вырезают детали моделей, аккуратно склеивают их.
– Но сегодня труднее мальчишкам приходится, – сокрушается Алексей Федорович. – Уроки труда в школах ведут в основном женщины, навыков работы с инструментами, с оборудованием у ребят мало.
Еще одна проблема – слабый вестибулярный аппарат у современных детей. А он, как выяснилось, не только для космонавтов важен. На испытаниях моделей, тренировках, соревнованиях спортсмен, управляя летательным аппаратом, ходит по кругу. Успехов добивается тот, у кого не закружится голова, кто может, не отрываясь, следить за полетом, контролировать его.
Самыми перспективными на сегодняшний день Алексей Федорович считает второклассника Ивана Рыбалко и его товарища постарше Константина Мизгарева, который живет достаточно далеко от Станции и добирается на занятия самостоятельно на автобусе.
И выпускников давних лет вспоминает семидесятитрехлетний учитель очень тепло, гордится их успехами:
– По моим наблюдениям, самые лучшие достижения у тех, с кем поначалу трудно было. Мальчишки ведь всякие: ершистые, задиристые, ленивые. Бывает, модель залетит далеко и приземлится. А бежать за ней надо по траве, по жаре. И не раз, и не два… Не всякий выдержит. Занимался у меня Дима Пустовойт.
Вместе с воспитанником Алексей Федорович разбирал бракованные двигатели, которые попадались в партии для кружка с заводов. Из нескольких негодных собирали новый, причем удавалось улучшить рабочие качества двигателя. Вместо 22 тысяч оборотов в минуту, на которые они были способны по заводским техническим характеристикам, получали мощность до 26–28 тысяч оборотов.
– Мы разработали методическое пособие по доработке двигателей внутреннего сгорания. Дима выступал на конференциях школьников в Ростове, Москве, – продолжает свой рассказ наставник. – Он был награжден путевкой в Международный детский центр «Зубренок» (Белоруссия), где проходил юношеский инженерный форум, и занял там второе место.
Оник Гаспарян стал чемпионом области по планерному спорту, получал стипендию губернатора области, поступил в вуз в родном городе и на втором курсе стал стипендиатом Президента РФ.
Один из выпускников после окончания Казанского авиационного института работал на Байконуре, участвовал в подготовке к запуску космических аппаратов.
На авиационном заводе в Воронеже работает Алексей Струков, он постоянно на связи со своим учителем, приглашает его вместе с учениками на Всероссийские соревнования по авиамодельному спорту.
Те воспитанники, которые живут и работают теперь в Волгодонске, приходят на тренировки и помогают своим юным последователям на общественных началах.
– Очень важна для ребят, которые приходят в кружок, поддержка родителей, – считает наставник Засько. – Однажды пришел ко мне парнишка-пятиклассник с бабушкой. Глаза у него загорелись – интересно! В это время мальчишки из пенопласта детали резали ножами. Так бабушка говорит: «Мы не отдадим его к вам.Тут у вас ножи, мы ему дома даже хлеб нарезать не доверяем!» А некоторые из воспитанников, став отцами, приводят своих сыновей на занятия. Значит, доверяют…
Один из представителей таких «династий» Максим Меркулов от любви к самолетам и небу пришел к тому, что считает делом своей жизни. Он создал аэродромный комплекс «Аэромакс», где работает вместе с сыном.
– Мне и многим мальчишкам Волгодонска повезло, что в нашей жизни был такой наставник, толковый преподаватель, грамотный специалист, – считает Максим. – Мы ведь в отличие от современных детей, которые предпочитают «общение» с телефоном и компьютером, были очень социализированными детьми. Большую часть времени проводили в компании сверстников в различных кружках. А уж авиамодельный был для нас настоящей школой жизни. Мы ведь там не просто самолетики клеили, учились многим бытовым навыкам, работе на станках, с инструментами, изучали основы электротехники и электроники. В школе я увлеченно рассказывал об устройстве двигателя внутреннего сгорания, а мои одноклассники с таким интересом слушали! Естественно, статус у кружковцев в школьной среде был особый. Я и сына своего Максима к Федоровичу в кружок отвел, и внук мой Никита там сейчас занимается.
Каждый день идет привычным маршрутом на работу мудрый учитель. Бегут ему навстречу мальчишки, его ученики, те, кого он учит смотреть вверх, в небо, и… крепко стоять на земле.
Материал подготовила Гульнара МУРЗИНА. Автор благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотоматериалы методиста СЮТ Андрея Быстрова. «Волгодонская правда» №10 от 18.03.2023 г.
Оформите подписку на наше издание, чтобы узнавать больше новых историй.
Читайте интересные новости «ВП» в Telegram, ВК и Однокласскинах