На последнем дыхании: сегодня Жан-Поль Бельмондо отмечал бы свое 90-летие
10.04.2023

Жан-Поль Бельмондо входит в ряд тех редких актеров, которые сумели в совершенстве воплотить французский национальный характер с его бесшабашностью, обаянием, элегантностью и юмором — вольный, дерзкий, неукротимый галльский дух — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».
С детских лет бунтарь
Сын известного скульптора Поля Бельмондо, он был бунтарем прирожденным, прямо с детства, когда устраивал в школьном классе роскошные клоунады.
А потом всем творчеством пестовал бунтарский дух французского кино 60-х — стал как бы антитезой «идеального героя», главного создания мирового «иллюзиона», хоть голливудского, хоть итальянского, французского или советского. И запомнился зрителям как неисправимый авантюрист — напористый, неизменно улыбчивый, элегантно грубоватый, с молниеносной реакцией. Актер-спортсмен. Вечный панк. Один из символов французского кино.
Судьба началась с развилки: пойти в боксеры или на театральные подмостки? Боксом он увлекался всерьез, даже участвовал в чемпионате Франции. Но в конце концов предпочел театр: будущий кумир миллионов поступил в Национальную консерваторию драматического искусства, где исправно дерзил педагогам и, несмотря на всем очевидный талант, окончил «середнячком». Первая встреча с кино состоялась в 12-минутном фильме Жан-Люка Годара «Шарлотта и ее Жюль», посвященном Жаку Кокто. Бельмондо здесь курчав и, конечно, в тельняшке, его персонаж — самоуверенный студент, которого любимая девушка одной фразой спускает с небес на землю.
Потом он пару лет снимался в ролях эпизодических и незаметных. Необычная внешность и сломанный в боксерских ристалищах нос отталкивали продюсеров, и если ему что предлагали, то неизменно роли мерзавцев и преступников. Но вулканическая энергия молодого актера не могла не привести его к самому популярному герою Дюма-пэра — правда, в версии «Трех мушкетеров» 1959 года его трудно узнать под гримом, а сама фигура отважного гасконца старательно затушевана, уведена в тень более ярких персонажей.

Пять ярких ролей, за которые мы любим Бельмондо
По стопам Хэмфри Богарта
Первую всемирную славу принесла ему роль автомобильного вора Мишеля Пуаккара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», где его партнершей была Джин Сиберг. Большой поклонник американского актера Хэмфри Богарта, Мишель подражает его героям в повадках и бесшабашности, он прожигает свою жизнь в романе со случайно встреченной американской подружкой: застрелив преследующего их полицейского, они спасаются бегством на ворованных машинах. Эта крутая во всех компонентах драма до сих пор остается в числе главных французских хитов и важнейших лент «новой волны», лицом которой немедленно признали молодого Бельмондо: в его игре была зажигательная смесь жесткости с лиризмом и «черным» юмором. Фото Бельмондо не сходило с обложек самых гламурных журналов, его прозвали французским Джеймсом Дином (американский актер, кумир молодежи, тоже вечный бунтарь, погибший в автокатастрофе в возрасте 23 лет).
Сам тип актера переворачивал все представления о киногерое: резкость черт, далекие от гармоний пропорции лица, сломанный нос и насмешливый взгляд. Привычная милота, которая должна сопутствовать кумирам толп, казалась бы архаикой, если бы рядом не рос грандиозный талант его друга-конкурента Алена Делона. Они развивались в кино параллельно, представляя как бы два полюса современного мужского типа: один — красоту почти совершенного облика, другой — обаяние олицетворенной энергии, дерзости, темперамента взрывного, не признающего рутинных установлений и норм.
Надоело бунтовать
Вскоре Бельмондо продемонстрировал готовность разрушить этот миф вечного разрушителя моральных устоев, сыграв роли совершенно контрастные. Это молодой рабочий, затеявший любовную связь с дамой из «света» в фильме Питера Брука Moderato cantabile («7 дней. 7 ночей»). Сын фермера в «Чочаре» Витторио Де Сика, где его партнершей была София Лорен. Даже принципиальный молодой кюре в фильме Жан-Пьера Мельвиля «Леон Морен, священник». Профессиональный бунтарь был одинаково органичен и в ролях «артхаусных», и в коммерческих фильмах — он снимался не только у Годара и Алена Рене, но и у Филиппа де Брока (комедийный боевик «Картуш», где он сыграл французского Робин Гуда). Взрывная смесь природного юмора, иронической повадки с дикой энергией сына человеческих джунглей сделала Бельмондо иконой поколений; долгое время само его участие становилось залогом коммерческого успеха даже вполне заурядных лент.

Одна их самых успешных в этом смысле картин — «Человек из Рио» Филиппа Де Брока, приключенческая комедия с элементами водевиля и бурлеска, где герой Бельмондо, приехав из армии в короткий отпуск к любимой, должен стремглав мчаться через страны и континенты в поисках похищенной невесты и заодно — бесценных индийских болванчиков. Не признавая дублеров, всегда сам выполнял самые сложные трюки, часто рискуя жизнью.
Среди популярнейших фильмов Бельмондо — «Безумный Пьеро» и музыкальная драма «Женщина есть женщина» Жан-Люка Годара, «Вор» Луи Маля, «Чудовище» Клода Зиди… Он снимался почти у всех столпов «новой волны» — Франсуа Трюффо, Алена Рене, Жана-Пьера Мельвиля, Клода Шаброля… Одной из его визитных карточек стал «Профессионал» Жоржа Лотнера — авантюрный боевик, где Бельмондо сыграл секретного агента Бомона, получившего задание лететь в вымышленную страну Малагави и устранить там неугодного французским властям президента. В последний момент родина предает своего отважного сына, тот попадает в тюрьму, совершает побег и мстит своим бывшим коллегам. Наворот событий, развивающихся с реактивной скоростью, сближал картину с «бондиадой», и Бельмондо все-таки оказался в плену этой маски не знающего страха авантюриста — именно такие персонажи первым делом приходят на ум массовому зрителю при упоминании его имени.
Наш друг пес
В конце 80-х актер вернулся на театральную сцену, играл в театре Мариньи в «Сирано де Бержераке». На экранах появлялся все реже, предпочитая драматические роли. Впрочем, некоторое время успешно работала созданная им кинокомпания Cerito — он ее так назвал по девичьей фамилии своей бабушки. В 2001 году Бельмондо сразил инсульт, начались серьезные проблемы со здоровьем, частота его появлений в кино и театре резко уменьшилась.
Через семь лет он снялся в своей последней очень трогательной роли в фильме «Человек и его собака» — ремейке знаменитого «Умберто Д.» Витторио Де Сика. Он здесь сыграл пенсионера Шарля, который, оставшись без денег и жилья, решает свести счеты с такой жизнью; спасителем оказывается его последний верный товарищ — его умный пес. Эту картину режиссер Франсис Юстер затеял исключительно ради Бельмондо; сыграть вместе с легендой французского кино пришли его самые знаменитые коллеги: в крошечных эпизодах появляются суперзвезды Европы от Даниэля Ольбрыхского и Макса фон Сюдова до Жана Дюжардена и Чеки Карио. «Я был счастлив как никогда!» — признался Бельмондо журналу «Пари матч».
В 2016 году Венецианский фестиваль увенчал актера почетным Золотым львом за выдающийся вклад в мировое киноискусство. Всего за 88 лет жизни Бельмондо сыграл 40 театральных ролей и снялся в 95 фильмах.

Штрихи жизни
— Бельмондо не признавал дублеров и предпочитал выполнять опасные трюки сам, пока на съемках фильма «Ограбление» не получил серьезную травму.
— В юности увлекался не только профессиональным боксом, оставившим ему на память о себе сломанный нос, шрам на лице и некоторую сутулость, но и футболом, был в юношеской команде голкипером. Став известным актером, финансово поддерживал футбольный клуб Paris Saint-Germain.
— Среди его любимых актеров — Джеки Чан.
— Он отказался от французской премии «Сезар» за роль в фильме «Баловень судьбы» из-за того, что автор дизайна этой премии скульптор Сезар Балдаччини в свое время нелестно отозвался о работах своего коллеги Поля Бельмондо, отца кинозвезды.
— В 1995 году Бельмондо был включен журналом Empire в 100 самых сексуальных звезд киноистории.
— У Жан-Поля Бельмондо трое детей от первого брака и дочь — от второго. Старшая дочь Патриция погибла при пожаре в 1994 году. Об этом актер узнал за несколько минут до выхода на сцену. Он доиграл спектакль и упал с сердечным приступом, только когда опустился занавес.
— В годы учебы в Национальной консерватории друзья дали ему кличку «Пепел» — он тогда был сражен наповал тем, как Жан Габен играл Ваську Пепла в постановке горьковской драмы «На дне», осуществленной Жаном Ренуаром. В дальнейшем кличка претерпела изменения: «Пепел» стал звучать как «Бебел».