Подать заявку на целевое обучение можно будет через Госуслуги. Какие специальности наиболее востребованы
Прием на целевое обучение станет частью функционала суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в 2024 году, сообщили в минцифры. Также будет доработана платформа «Работа в России», на которой работодатели смогут размещать требования к кандидатам на целевое обучение- пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Новые правила обучения по целевому набору начнут действовать в России с 1 сентября 2024 года. Некоторое время уйдет на доработку технических решений. Единая общероссийская база целевого набора на обучение станет доступной для пользователей в следующем году, сообщили в минтруде.
Новый механизм утвержден принятым 5 апреля законом о публичном конкурсе на целевое обучение в вузах.
Как заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, это будет прозрачный честный конкурс, поступление на бюджет по востребованным специальностям с гарантией первого рабочего места, с дополнительными мерами соцподдержки, назначением наставников. Министр уточнил, что доля трудоустройства «целевиков» в 2022 году составила 70%.
Чтобы предоставить абитуриентам возможность подавать заявки на целевое обучение через Госуслуги, потребуется дополнительное утверждение подзаконных нормативных актов, которые определят порядок взаимодействия между поступающими, заказчиками целевого обучения и вузами, сообщили в минцифры. Также должен быть определен порядок подачи заявки на целевое обучение на Госуслугах, заключения и расторжения договора в электронном виде, типовой формы самого договора. Разработать необходимые документы поручено минобрнауки.
Доработкой платформы «Работа в России» будет заниматься минтруд. «Благодаря этому любой абитуриент сможет ознакомиться с полным перечнем имеющихся возможностей целевого обучения, а также выбрать для себя подходящее предложение, подав соответствующую заявку на портале», — отметили в минтруде.
Ранее Фальков пояснял, что работодатели смогут прописывать в требованиях к кандидатам, что отдают предпочтение выпускникам профильных классов, победителям или призерам конкурсов, проводимых заказчиком целевого обучения в рамках профориентационного мероприятия.
С помощью единой площадки целевого набора суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты смогут узнать, какие есть возможности заключения договоров о целевом обучении, а заказчикам-работодателям будет легче искать кандидатов для заключения таких договоров. Будет видно, какие есть целевые места в разных регионах, что позволит абитуриенту выбирать место для обучения и будущей работы не только в своем регионе.
«Это возможность для молодых специалистов найти будущие рабочие места в разных регионах. А для этого система должна быть максимально прозрачной и конкурентной. Этому поспособствует создание единой площадки, где работодатели будут конкурировать за лучшие кадры, а абитуриенты смогут выбирать лучшие предложения от бизнес-компаний», — говорит Вадим Петров, проректор по дополнительному образованию НИТУ МИСИС.
Вся информация о наличии у абитуриента права на прием в пределах целевой квоты будет передаваться на суперсервис «Поступление в вуз онлайн» напрямую из платформы «Работа в России». Это освободит абитуриентов от необходимости прикреплять сканы подтверждающих документов.
Целевое обучение позволяет студенту учиться бесплатно — но платит за них не государство, а будущий работодатель, у которого выпускники обязуются отработать после диплома не менее трех лет.
В 2022 году в положение о целевом обучении были внесены изменения: по инициативе заказчика в договор теперь могут быть включены требования к успеваемости целевика. Студенты, сдавшие экзамены на тройки, рискуют вылететь из программы. Требования стали строже и к работодателю. Если он не трудоустраивает выпускника вуза после диплома, ему грозит внушительный штраф.
Ежегодно правительство утверждает квоты на целевое обучение на основе заявок от регионов. Традиционно больше всего квот дается медицинским направлениям подготовки. Так и в будущем 2023/2024 учебном году целевыми останутся большинство бюджетных мест на медицинские специальности: «Лечебное дело» (специалитет) — 75%, «Педиатрия» (специалитет) — 76%. По дефицитным специальностям ординатуры, таким как, например, «Акушерство и гинекология», «Анестезиология и реаниматология», «Токсикология», «Радиология», «Детская эндокринология», «Детская хирургия», целевыми будут все бюджетные места. В общей сложности в новом учебном году медицинские вузы ожидают более 33 тысяч студентов, из которых более 24 тысяч — около 70%, будут поступать по целевому приему.
Большие квоты на целевое обучение выделены для будущих специалистов в области самолето- и вертолетостроения, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов. Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%.
Для специальностей «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные радиотехнические системы», «Специальные системы жизнеобеспечения» выделено 60% целевых мест.
Половина бюджетных мест достанется целевикам, которые будут обучаться по специальностям «Социально-культурная деятельность», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музыкально-инструментальное искусство».
По всем научным специальностям в аспирантуре доля целевых бюджетных мест составит 33%.
За несоблюдение договора со студента могут потребовать возврат в полном объеме затрат на его обучение, стоимость которого в ведущих вузах может доходить до нескольких миллионов рублей за весь период обучения.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Жандарова
Мнение
«За» и «против» целевого набора в российских вузах
От целевого набора выигрывают все участвующие стороны. Вуз получает заказ на обучение, студент бесплатное образование и гарантию трудоустройства, а работодатель новых сотрудников. Но даже в таком взаимовыгодном сотрудничестве есть свои минусы.
Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ
Целевой набор для вуза — это благо. Так как он предполагает, что организация, которая осуществляет заказ на конкретных специалистов, взаимодействует с вузом и помогает сформировать ту учебную программу, которая позволит выпустить специалиста с наилучшей профессиональной подготовкой. Для этого перестраивается учебная программа. И при ее создании учитываются особенности и специфика работы организации, происходит обогащение учебного процесса с точки зрения внесения в программу обучения актуальных знаний. Это важно для тех специалистов, которые обучаются по целевому заказу, и может быть полезно в общей профессиональной подготовке других специалистов.
Кроме того, студенты могут не волноваться о своем будущем трудоустройстве, материальном обеспечении, адаптации на новом месте работы. Еще когда они учатся, проходят практику у будущего работодателя. Им помогает наставник в тех организациях, где есть программа наставничества. Обучение по целевому набору — это большая экономия для семьи студента, деньги за обучение платить не надо, а кроме того выплачивается дополнительная стипендия.
Учить для конкретного работодателя специалистов по общим программам неправильно. Так как есть особенности подготовки специалистов в зависимости от будущего рабочего места. Поэтому успех целевого обучения во многом зависит от качества программа обучения для конкретных специалистов.
Марина Буянова, профессор Департамента публичного права факультет права НИУ ВШЭ
Основной минус целевого набора — отсутствие гарантий, что после обучения выпускник выйдет на работу к заказчику. Многих абитуриентов на момент поступления устраивают условия целевого обучения, а потом возникают сомнения. Та зарплата, которая гарантируется, как правило, небольшая. Кроме того, за то время, что студент учился, зарплаты могут вырасти, и предложения от других работодателей выглядят для выпускника намного привлекательнее. Может измениться отношение к специальности и к будущему месту работы. И выпускник будет искать возможность расторгнуть целевой договор.
Особенно много случаев, когда отказываются трудоустраиваться у заказчика целевого набора девушки. Они выходят замуж, переезжают в другие города, меняется ситуация в семье. Но работодатель уже вложил средства в подготовку специалиста. Далеко не все выпускники возвращают потраченные на их обучение средства. Они могут обратиться в суд, оспорить стоимость, сослаться на сложное материальное положение. И многим удается уменьшить сумму.
Вкладываясь в такое обучение, работодатель рассчитывает получить сотрудника надолго, но таких гарантий нет. После отработки оговоренного в договоре срока специалист может найти другое место работы. Поэтому во многом все зависит от желания компании удержать сотрудника. Даже при целевом наборе условия работы должны выдерживать конкуренцию с предложениями других работодателей.
Мария Агранович, Ирина Жандарова, Олег Капранов
Подготовила Ирина Жандарова