Новый ледниковый период в Европе начнется уже в 2025 году
Аномальное похолодание середины XVII века, которое сковало реку Темзу, запечатлел художник Абрахам Хондоус. / Museum of London
Казалось бы, не время об этом говорить — Европа умирает от жары. Термометр зашкаливает за 40 градусов. Но нет, Европе грозит новый ледниковый период. Причем не в далекой перспективе, а совсем скоро, первые «заморозки» мы почувствуем начиная с 2025 года — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
К такому выводу пришли датские ученые на основе построенных ими математических моделей климата и новых данных наблюдений за состоянием течения Гольфстрим. Этот сценарий только что опубликовали ведущие мировые СМИ. Он стал очередной «уликой» для обвинения глобального потепления во всех катаклизмах климата.
Напомним, что ранее аналогичный прогноз в журнале Nature Geoscience дала группа исследователей из Германии, Великобритании и Ирландии. Речь идет о так называемой Атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляции (AMOC). Это целая система течений Атлантического океана, которую иногда даже называют «кухней» климата. Одна из ветвей АМОС — знаменитый Гольфстрим. От него в той или иной степени зависит климат на всей планете, но особенно в странах Северной Америки и Европы, делая его более теплым и мягким. Ведь массы теплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на всю Европу, в том числе, кстати, и на Россию. Благодаря такому подогреву отклонения температуры воздуха от средних широтных величин в январе достигают, к примеру, в Норвегии 15-20°C, в Мурманске — более 11°C.
О том, что АМОС, а вместе с ним и Гольфстрим замедляются, ученые говорят уже около 30 лет. Почему же сейчас они не просто констатируют факт, а подают сигнал SOS? Дело в том, что течения стали замедляться намного сильнее, чем было ранее. Оценки показывают, что благодаря только антропогенным воздействиям интенсивность течений к началу XXI века по сравнению с серединой XIX века уменьшилась на 5-10%. А дальше — больше. Если глобальное потепление не удастся остановить, то к концу этого века интенсивность Гольфстрима уменьшится на 20-30%.
Насколько это критично для климата? Грозит ли Европе и Северной Америке, которые могут потерять океанский нагреватель, новый «ледник»? Здесь все не так однозначно.
Дело в том, что Гольфстрим — уникальное течение. Оно огибает Флориду, течет вдоль Восточного побережья США, затем отрывается от побережья и уходит на северо-восток. Подобные существуют и в Тихом океане — Куросио, и в Южном полушарии. Но только Гольфстрим после отрыва от американского берега не поворачивает обратно в субтропики, а частично проникает на север, в высокие широты. Именно благодаря этому на севере Атлантики температура на 5-10 градусов выше, чем на аналогичных широтах в Тихом океане или в Южном полушарии.
У этого необычного «трюка» Гольфстрима есть причина. Очень соленая вода тропиков, принесенная им на север Атлантики, там остывает, и потому стремится опуститься на дно. А как говорится, свято место пусто не бывает: на место опустившейся в глубину воды в Северную Атлантику приходит вода с юга, обеспечивая в Европе и Северной Америке благоприятный климат. Почему же Гольфстрим сейчас замедляется? Виновато все то же глобальное потепление. «Дело в том, что огромные ледники суши, в первую очередь гренландский, тают, опресняя поверхностные воды и мешая их опусканию и тем самым сбивая работу налаженного тысячелетиями океанского конвейера по поставке теплой воды в Северную Атлантику», — говорит академик Владимир Клименко.
А может ли Гольфстрим вообще остановиться? Что, кстати, не исключают некоторые сценарии климата? И не превратятся многие благодатные сегодня регионы Северного полушария в пустыни? По словам академика Клименко, это невероятный сценарий. Для этого рост средней температуры на планете к концу века должен достичь не 2 градусов, предусмотренных Парижским соглашением по климату, а в разы больше. Для такого варианта уже никакая апокалиптическая картина не покажется избыточной. Речь будет идти уже о существовании человечества.
Примерно 8,2 тысячи лет назад Гольфстрим уже останавливался, но северные территории не превратились в ледяную пустыню
Но все же, если представить невероятное, что Гольфстрим остановится, замерзнут ли Северная Америка и Европа? Не превратятся ли огромные регионы в ледяную пустыню? Оказывается, что в своей истории природа периодически уже проводила такие эксперименты.
— Примерно 8,2 тысячи лет назад произошла грандиозная климатическая катастрофа — разрушилась ледовая перемычка Лаврентийского ледового щита, которая запирала целое море талой воды, располагавшееся на месте нынешнего Гудзонова залива в Северной Америке, — говорит Клименко. — Гигантская масса талой воды за какие-то два десятка лет оказалась в Северной Атлантике, резко ее опресняя. Океанский конвейер остановился, средняя температура в Северном полушарии упала, но не на десятки градусов, а, вероятно, на один-два, а местами до пяти. Северные территории не превратились в ледяную пустыню, а главное, что уже через 200 лет океанский конвейер полностью восстановился.
Теплое течение Гольфстрим движется от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Фото: NOAA
Словом, сценарии, которыми пугают некоторые ученые, скорее всего очередные климатические «страшилки». Если средняя температура в странах Северной Америки и Европы, в том числе в России, может упасть, то это серьезно не скажется на климате. Более того, в нынешних условиях замедление Гольфстрима может оказаться благом для человечества. Во всяком случае, для жителей ряда регионов Северного полушария. Ведь когда на землян стремительно надвигается глобальное потепление, замедление Гольфстрима сокращает свою «прибавку» к общей температуре.
— Да, такой эффект есть, но он касается не Европы, а части Гренландии и Баффиновой Земли, — говорит академик Клименко. — Это единственная область на планете, где за последние 100 лет не потеплело, а похолодало. И именно за счет замедления Гольфстрима. В Европе влияние этого явления очень незначительное.
Гольфстрим — это система теплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Температура у поверхности воды составляет +25…+26 C, на глубине 400 м — +10…+12 С. Длина течения вплоть до Шпицбергена — около 10 тыс. км.
Ширина Гольфстрима — 70-90 км, максимальная скорость — до нескольких метров в секунду в верхнем слое океана, которая уменьшается с глубиной (до 10-20 см/с на глубинах 1000-1500 м).
Благодаря Гольфстриму страны Европы, прилегающие к Атлантическому океану, отличаются более мягким климатом, нежели другие регионы на той же географической широте: массы теплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на Европу.