В России с 1 сентября жизнь автомобилистов изменится. Список нововведений
31.08.2023
«Российская газета» рассказывает, как изменится жизнь водителей с 1 сентября 2023 года. Уже в эту пятницу в России начнет действовать обновленный перечень условий и неисправностей, при которых эксплуатация автомобилей запрещена.
Летние шины нельзя будет использовать зимой
С 1 сентября вступает в силу запрет на использование летних шин зимой. Это особенно актуально, поскольку до зимы осталось три месяца. А новое постановление правительства, которое устанавливает перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, предусматривает четкие календарные даты.
На летних шинах нельзя будет ездить в декабре, январе и феврале. Эксплуатировать автомобиль с шипованными шинами будет запрещено в июне, июле и августе. Тем автомобилистам, кто с прошлого зимнего сезона машину «не переобул», в сентябре уже ничего не грозит. Хотя в каждом случае надо уточнять, поскольку региональным властям дана возможность продлять или сокращать сроки использование тех или иных покрышек.
Есть и некоторые послабления в новом перечне. Например, отсутствие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и даже противооткатных упоров для большегрузов больше не является основанием для запрета эксплуатации.
По сути, для большинства автовладельцев в новом перечне никаких новостей особенно не появилось. Уточнены некоторые методы выявления тех или иных неисправностей. Где-то это можно делать органолептическим методом, где-то с помощью тех или иных приборов. Например, чтобы установить глубину протектора, потребуется использовать штангенциркуль. А неисправность тормозной системы иногда можно определить на глазок. Например, если на приборной панели горит значок ABS, значит антиблокировочная система тормозов неисправна. А это основание не только для штрафа в 500 руб., но и для задержания автомобиля, пока неисправность не будет устранена.
Конкретизирован список неисправностей фар. В них нельзя использовать источники света, класс которых не соответствует предусмотренному в эксплуатационной документации. Речь идет об использовании нештатных ксеноновых и светодиодных ламп в фарах.
Довольно много шума вызвало положение, согласно которому запрещается эксплуатация транспортного средства в том случае, если на лобовое стекло установлены предметы, ограничивающие обзорность, кроме зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла. Многие восприняли это положение как запрет на использование видеорегистраторов. Однако такое положение было и раньше. А если видеорегистратор установить грамотно, например именно за зеркалом, то и нарушения как такового не будет.
Установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола в салоне, а также к специальным и специализированным транспортным средствам (автоэвакуаторы, транспортные средства — цистерны) и некоторым другим.
Как такового запрета эксплуатации транспортных средств в нашем законодательстве не предусмотрено. Раньше это осуществлялось с помощью снятия регистрационных знаков. После развития систем фотовидеофиксации эта норма ушла. То есть большинству автомобилистов при выявлении неисправностей грозит только штраф 500 рублей. И только тем, у кого неисправна тормозная система, рулевое управление или тягово-сцепное устройство, грозит задержание машины с отправкой ее на штрафстоянку до устранения неисправности.
Водителям такси установят нормы труда и отдыха
Фото: duma.gov.ru
Самозанятых допустят до работы таксистами, им установят требования по времени труда и отдыха. В среднем больше 10 часов находиться за рулем в сутки им будет запрещено. Появится ответственность агрегаторов такси. Им запретят предоставлять водителей, которые не входят в реестр таксистов, а также придется отвечать перед пассажирами за аварии. Однако конкретной ответственности пока не установлено. С 1 сентября вступает в силу долгожданный закон о такси.
Как пояснил «РГ» руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус, ключевой вопрос, который решается законом, — создание федеральной государственной системы легкового такси, то есть федерального реестра этого вида транспорта. Она позволяет предоставить субъектам возможность вести три региональных реестра, что позволит обеспечить общую статистическую информацию о количестве перевозчиков, о службах заказа такси и о количестве автомобилей, задействованных в этом бизнесе.
В чем разница между дорогими и бюджетными шинами. Эксперт все объяснил
С 1 сентября будет перенесено в федеральный реестр 25 тысяч юрлиц, 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и порядка 600 тысяч легковых автомобилей. Почему столько много машин? Как пояснил Швагерус, за последние два месяца очень сильно вырос объем получения разрешений на деятельность такси по старому законодательству. Только в Санкт-Петербурге на 40% увеличилось количество легально зарегистрированных такси.
Как отметил эксперт, девять регионов будут вести учет и контроль в своих уже созданных информационных системах. Это в том числе Москва, Московская область, Краснодар и даже Байконур. Но есть одна проблема. Менее половины регионов успели принять до 1 сентября соответствующие законы по регулированию деятельности такси, а подзаконные акты не принял пока ни один регион.
Для потребителя услуг такси по этой причине с 1 сентября ничего не поменяется. Требования к водителю и автомобилям такси не заработают, поскольку региональные требования не установлены.
Вступают в силу и требования к труду и отдыху таксиста. Но есть еще одна проблема. Для юрлиц и индивидуальных предпринимателей они и так действовали, поскольку установлены правилами дорожного движения. А для самозанятых, которые только с 1 сентября получат право регистрироваться в качестве такси, они заработают только после того, как эти граждане получат соответствующее разрешение и будут внесены в соответствующие реестры.
Все водители, которые оказывают услуги перевозки, должны перед выходом на линию проходить предрейсовый медосмотр и техосмотр. Однако до сих пор реально это делалось только в крупных автопарках. Остальные проходят все это фиктивно. С 1 сентября заработает возможность проходить медосмотр дистанционно. Сейчас водитель, который прошел медосмотр без личного визита к врачу, будет считаться его не прошедшим. Однако, чтобы это положение заработало, необходимо оснастить большинство автозаправок соответствующими приборами. Но пока даже перспектив для этого не видно, считает Швагерус.