Категории Главная темаНовостиОбщество

Как молиться за больного чудотворной иконе Богородицы «Всецарица»

02.09.2023

«Мария, здравствуйте! У меня важный для моей семьи вопрос! У тестя обнаружили опухоль, и когда мы сидели в очереди к онкологу, теща услышала от другой больной, что есть икона, которая спасает от рака. Название теща не запомнила. Подскажите, как помолиться такой иконе и где найти настоящую? Сам я, честно говоря, не верю, что икона исцелит, но в доме сейчас две плачущие женщины — жена и теща, плюс выбитый из колеи тесть. Поэтому помогите, если что-то знаете!» Виктор — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

Виктор, знаю, помогу! Икона, о которой шла речь в очереди к онкологу, — это «Всецарица». Часто можно услышать греческий эквивалент имени — «Пантанасса», ведь сам чудотворный образ Богородицы находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне. Что вовсе не означает, будто списки с «Пантонассы», существующие в России, «ненастоящие».

1. Виктор, дело в том, что молимся мы не иконе и не на икону. Молимся мы Господу нашему Иисусу Христу, Божьей Матери, святым или ангелам, у них просим помощи, в том числе и в случае болезней. А иконы в нашей молитве — помощники, проводники, позволяющие сосредоточиться, попасть со своим прошением к Тому, Кто в силах нам помочь. Поэтому правильнее говорить, что мы «молимся перед иконой». При этом, подчеркну особо, «подателем всех благ», то есть помощи и милости, есть Бог, Иисус Христос, а Богородица, ангелы и святые только ходатаи за нас перед Богом, наши заступники перед ним. Из этого следует, что просить об исцелении можно и нужно и в молитвах Иисусу Христу, и в молитвах Богородице, святым, ангелам, причем перед любыми иконами.

2. Но почему помощь в онкологии связывают именно с иконой Богородицы «Всецарица», так что в народе закрепилось ее имя — «Спасительница от раковой язвы»? Это опыт тысяч верующих, получивших опору после молитв перед чудотворным образом.

Первые списки афонской иконы XVII века из знаменитого Ватопедского монастыря появились в России недавно, в 90-х годах, сначала в детском онкоцентре на Каширке, а потом и в храмах, соседствующих с другими онкобольницами. Сегодня слава о том, что по молитве перед иконой приходит облегчение раковым больным, людям, пострадавшим от радиации, ВИЧ-инфицированным, дошла до самых отдаленных уголков страны. Сейчас иконы «Всецарицы» есть в каждом городе, и к ним стекаются верующие, просящие помощи и заступничества.

3. Но почему происходят исцеления, облегчения болезни? По вере. Есть духовный закон, сформулированный Самим Христом: «По вере вашей да будет вам». Вот как Евангелие от Матфея рассказывает об этом эпизоде из земной жизни Спасителя. Дело было в окрестностях города Капернаума. Два слепца, прознав, что Иисус исцеляет больных, присоединились к толпе, следующей за Христом, и, желая обратить на себя внимание, стали кричать: «Помилуй нас Иисус, сын Давидов!» А когда Иисус «пришел в дом, слепые приступили к Нему». Давайте обратим внимание на упорство, с которым слепцы обращались к Спасителю: они «кричали Христу», они «приступили к Нему», и Господь оценил их настойчивость! Он спрашивает слепцов: «А веруете ли вы, что Я могу это сделать?» «Да, Господи!» — отвечают слепцы. Тогда Иисус коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам». «И открылись глаза их», — пишет евангелист Матфей.

Знаменитый русский святой Феофан Затворник считал, что наша вера — это приемник и вместилище Божьей благодати: «Насколько в человеке веры, настолько в нем и привтечения Божеской силы». Тут все как с легкими человека: те, у кого легкие большие и разработаны, принимают воздуха больше. Те, у кого легкие малы или слабы, принимают воздуха меньше. Бог всюду, Он все объемлет, и Он любит обитать в душах человеческих. Но входит Господь в наши души не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению. «Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть. Господи, приложи же нам веру, ибо и вера — Твой же дар», — пишет святой.

4. Но как воспылать верой, если и раньше ее в тебе было немного, а уж сейчас, когда нагрянула болезнь, все эти страдания только колеблят твою надежду и уверенность в милость Божью? «В болезни и в скорби человек поначалу не может гореть к Богу верой и любовию, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца», — пишет другой наш святой Иоанн Кронштадтский. А дальше советует не пропускать случая молиться не только за себя, потому как Господь «сочувственно и с участием относится к молитвам любви за ближних». То есть за больного надо усердно молиться и его близким.

В молитве «Всецарице» мы просим благословить лечащих нас врачей

Сам святой Иоанн Кронштадтский, прославленный уже при жизни чудотворениями, молился с необыкновенной настойчивостью. Известен случай, когда отец Иоанн девять раз «с дерзновенным упованием» просил выздоровления младенцам Павлу и Ольге, и только на десятый Господь их исцелил! При этом важно понимать, что, взывая к Богу, мы смиренно говорим: «Да будет воля Твоя, а не моя!» Не настаиваем, не требуем чуда, а дерзаем испрашивать милости за тех, кого любим.

5. «Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой, — писал св. Феофан Затворник. — Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и вера ваша безмолвна. Вы заказали молебен в церкви, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч свои заботы».

Дальше святой учит, как молиться за больного. Кроме домашней молитвы нужно обязательно приходить на молебен в храм и молиться там со всей силой любви. Подавать записки с именем на проскомидию (проскомидия от греческого «приношение» — первая часть Божественной литургии, когда в алтаре совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для Евхаристии, или Причастия). В величайшую минуту таинства Евхаристии, когда происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, молиться следует с особым вниманием. А когда священник под пение молитвословия «Достойно есть…» молится о живых и усопших, поминая их по именам, надо вспомнить и о своих близких.

6. Но значит ли все перечисленное, что мы только молимся, пренебрегая докторами? Ни в коем случае. В Библии не раз звучит мысль: «Почитай врача, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание». И среди святых немало целителей: начиная с апостола и евангелиста Луки, судового врача, заканчивая исповедником XX в. Лукой Войно-Ясенецким, хирургом и архиепископом, автором учебника «Очерки гнойной хирургии». А в молитве к Пресвятой Богородице перед иконой «Всецарица» есть и такие слова: «Ум и руки врачующих нас благослави, да послужат они орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего».

7. А теперь давайте вглядимся в икону Богородицы «Всецарица», называемой еще «Спасительница от раковой язвы». Посмотрите, как царственная торжественность позы Богородицы на иконе смягчается жестом любви и моления: голова Богородицы склоняется к Спасителю, Ее правая рука просительно воздета к Нему. Этот жест молитвенного обращения образует плавный полукруг, который продолжается строгими, но тоже плавными линиями позы сидящего Богомладенца. В левой руке Христа свиток, в котором записан Закон, а вот правой рукой Он благословляет, и этот жест благословения — ответ на молитвенное прошение Богородицы. Плавные линии фигур Богородицы и Христа усиливаются полукругом спинки трона, и если присмотреться внимательнее, то можно раскрыть главную загадку иконы. Композиция ее такова, что человек, стоящий перед ней, оказывается включенным в этот полукруг, он его замыкает, закольцовывает, именно нас, стоящих перед «Всецарицей», не хватает для законченности. А теперь обратите внимание, куда направлены взгляды Богородицы и Христа. Оказывается, куда бы ни смотрел человек, стоящий перед иконой, взгляд его также окажется вовлеченным в единое пространство с Ними. Так, благодаря искусству иконописца именно стоящий перед иконой становится центром, сосредоточием всего. И это касается не только пространства, нет. Главное — молящийся становится вовлеченным в молитвенное обращение Богородицы к Христу и в Его милующее благословение. Человек и его молитва становятся необходимым звеном в этом акте божественной любви.

Основные цвета иконы — золотой, зеленый, красный — символизируют свет Царствия Небесного и создают ощущение радости, а икона вызывает необычайный подъем духа. В молитве перед образом «Всецарица» есть такие слова, думаю, понятные и без перевода с церковнославянского: «Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй… Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты, Богородица, покрый нас многоцелебным Твоим покровом…»

День в честь чудотворной иконы «Всецарицы», «Спасительницы от раковой язвы» — 31 августа, но молебны знаменитому образу звучат круглый год, а иконы «Пантанассы» сегодня есть в любом больничном храме.

Мария Городова

https://rg.ru/2023/08/30/spasitelnica-ot-rakovoj-iazvy.html