Как научить ребенка петь
фото: Александр Тихонов
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Воспитание осуществляется в процессе обучения ребенка основным навыкам и усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности.
Воспитывая певца, руководитель формирует в нем личность человека с определенной идейной убежденностью.
В общей системе развития важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию учащегося.
Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, народный юмор, пейзажная лирика – все это способно пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, которые помогают формировать человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей. Чистая душа рождает чистый голос!
фото: Александр Тихонов
Знакомство с вокальным искусством повышает интерес к музыке вообще, вокал способствует развитию многих положительных качеств, помогает застенчивости, скованности, расширяет кругозор, воспитывает волю, чувство товарищества, ответственности перед коллективом, стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления. В процессе занятий вокалом ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Для обучения необходимо наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов; здоровый голосовой аппарат.
Перед началом обучения педагог должен проверить:
- диапазон голоса;
- музыкально-вокальные данные;
- исполнение вокального произведения (народная песня, произведение современного композитора);
- чтение стихотворения, басни, прозы;
- хореографические данные (станцевать любой танец).
Каждый человек от природы талантлив, в нем заложены творческие способности. И задача педагога разглядеть эти способности. Основная цель педагога — привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
Программа обучения вокалу ставит своей целью дать возможность ученикам получить основы вокального и музыкального образования.
Занятия призваны развивать у ученика:
- общий культурный и музыкальный уровень;
- основные певческие навыки;
- устойчивое дыхание на опоре;
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
- высокую вокальную позицию и точное интонирование;
- дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию;
- орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи.
Обучение пению осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
В теоретической части дети знакомятся с нотной грамотой, работают с текстом, изучают творчество отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы вокальных занятий.
Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать артиста всю жизнь.
В качестве главных методов обучения избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов обучения.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных артистизма. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время наибольшую популярность приобрел личностно-ориентированный подход. Одним из главных преимуществ данного подхода являются индивидуальные занятия, во время которых все внимание педагога обращено на конкретного ученика (солиста) и работе над ошибками с ним. Говоря о вокальной работе на занятиях, стоит отметить дифференцированный подход, как наиболее оптимальный. В связи с тем, что класс делится на группы, педагог имеет возможность прорабатывать все недочеты с каждой группой, тем самым уделяя внимание каждому ребенку группы.
Х.Б.Голышева, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества»