Нефтяникам восстановили выплаты из бюджета в обмен на удержание цен на топливо
Правительство снимает запрет на экспорт дизельного топлива (ДТ) по трубопроводам до российских портов. Снятие запрета касается только производителей ДТ. Есть обязательное условие, не менее 50% от объемов производства ДТ должно быть направлено на внутренний рынок — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».
Около половины от производимого в России ДТ уходило за границу. От этого объема по трубопроводам через порты отправлялось приблизительно две трети. То есть для компаний запрет экспорта — это, был вопрос не только экспортных доходов, но и объемов добычи нефти. А это уже напрямую влияет на поступления налогов в бюджет страны, поскольку они платятся с валовых объемов добычи.
В результате, частичное снятие запрета поможет компаниям и бюджету страны сохранить высокие доходы. Проработал полный запрет на экспорт совсем недолго, с 21 сентября, но и этого оказалось достаточно.
Долговременные жесткие меры административного регулирования привели бы только к дополнительным проблемам, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Запрет на экспорт сыграл свою роль, цены перестали расти, сильно снизились на бирже и немного в рознице. Но причины роста цен не были убраны, поэтому сейчас правительство пошло на обратную корректировку демпфера, поясняет эксперт.
Демпфер — это компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими (индикативными — установленными государством) ценами на бензин и ДТ за их поставки на внутренний рынок по низким ценам. Благодаря этому механизму стоимость топлива на российском рынке не подвержена влиянию резких колебаний котировок на мировых рынках, а сами внутренние цены ниже экспортных.
Эксперты связывали рост с середины лета этого года биржевых и розничных цен на бензин и ДТ в России именно с запланированным снижением выплат нефтяникам по демпферу. В сентябре для расчета демпфера стал применяться коэффициент 0,5 (ранее — 1), то есть выплаты были снижены вдвое. С 1 октября топливный демпфер будет выплачиваться по старой формуле (с коэффициентом — 1). Объем компенсации нефтяникам вернется на прежний уровень, что должно привести к снижению цен сначала в опте, а потом и, возможно, в рознице.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, демпферные выплаты вернули именно с целью постепенного снятия запрета на экспорт нефтепродуктов и стабилизации внутренних цен на топливо. Если принятые меры окажутся действенными, то, скорее всего, правительство снимет и запрет на экспорт бензина, возможно с такими же условиями. В условиях дефицита бюджета экспорт нефтепродуктов, конечно, нужно возобновлять, но при этом не навредив внутреннему рынку. Поэтому, отменяя запрет на экспорт, сразу добавляют столько мер для стабилизации внутренних цен.
По мнению Чернова, ожидать быстрой реакции розничных цен на принятые меры не стоит, но она последует. Сначала начнет снижаться оптовая цена на ДТ на бирже. Затем должны поползти вниз розничные цены на АЗС. Но так как розничные цены снижают неохотно, то здесь в ситуацию должна вмешаться ФАС и проконтролировать, насколько именно опустятся розничные цены. Данный процесс обязательно нужно контролировать и давать предписания.
Помимо перечисленных мер, правительство также увеличило обязательные нормативы биржевых продаж: бензина с 13% до 15% от производства, а ДТ — с 9,5% до 12,5%. Это также может повлиять на котировки в сторону снижения, но здесь скорее эффект будет информационный. В этом году объемы биржевых продаж топлива, как правило, были значительно выше обязательных нормативов.
Кроме того, для «серых» экспортеров, тех, кто не производит топливо, а перепродает его, вводится заградительная пошлина — 50 тыс. рублей за тонну. Мера, по-видимому, заработает после полного снятия всех ограничений на экспорт. И она может весьма серьезно повлиять на внутренний топливный рынок.
Как отмечает эксперт Институт развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, пусть даже это затрагивает только трейдеров, а не производителей, но повышение экспортных пошлин противоречит духу Большого налогового маневра — снижение до нуля экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основного налога для нефтяных компаний. Экспортная пошлина на нефтепродукты привязана к экспортной пошлине на нефть. К 2024 году они должны были обнулиться. Теперь же выходит, что пошлины повышаются.
Да, это ударит только по трейдерам, но они не менее важны для рынка, чем производители, говорит Родионов. Например, одной из проблем на рубеже августа и сентября стала завышенная цена топлива на мелкооптовом рынке. На Санкт-Петербургской товарной сырьевой бирже стоимость ДТ не превышала тогда 75 тысяч долларов за тонну, а на мелкооптовом доходила до 100 000 рублей за тонну. Эту проблему можно было бы решить за счет повышения нормативов биржевых продаж, к примеру, до 50% для бензина и 33% для ДТ. Именно трейдеры в этом случае могут создать конкуренцию в опте, что будет давить на цены, сдерживая их рост, и обеспечивать достаточный объем доставки топлива до конечного потребителя по максимально низким ценам. Принятые меры снимут напряжения на внутреннем рынке, но они не создают долговременных предпосылок для снижения топливных цен. Поэтому докручивать систему еще придется, считает эксперт.