Новые санкции США увеличили скидки на российскую нефть
21.11.2023
Дисконт на российскую нефть Urals по отношению к маркерному сорту Brent, который в октябре составлял уже меньше 10 долл., опять увеличился до 15-20 долл. и выше. Стоимость Urals вернулась к уровню около 60 долл. за баррель — уровню потолка цен (price cap) для российской нефти, установленному в декабре 2022 года странами G7, Евросоюзом и Австралией — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
США удалось реанимировать почти не работающий механизм потолка цен. Но, по мнению экспертов, говорить о его долгосрочном действии не приходится. Сейчас опять начнет период сокращения дисконта, который Россия уже проходила. К тому же эффект от санкций в этот раз был достигнут на временно «падающем» рынке, когда мировые котировки барреля снижались. Уже сейчас цены мировых эталонных сортов пошли вверх и потянули за собой российские марки нефти.
США начали вводить санкции против танкерного флота, перевозящего российскую нефть еще в октябре. Тогда в черные списки попали два танкера Yasa Golden Bosphorus и SCF Primorye. Особого действия эти меры не произвели, рынок рос и не отреагировал на американские запреты. Теперь санкции затронули еще три танкера: Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century. Четыре танкера принадлежат компаниям, зарегистрированным в ОАЭ, один — турецкому перевозчику. Все танкеры ходили под либерийским флагом.
Когда цена на нефть росла, для США было опасно разгонять ее сильнее новыми санкциями
Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, было бы странно ожидать, что США будут только наблюдать, как не соблюдается придуманный ими потолок цен, и Россия спокойно торгует нефтью с превышением предельной стоимости. Им еще пришлось ждать с нанесением ответного удара. Долгое время рынок был за нас, когда цена на нефть росла, было опасно дополнительно ее разгонять регуляторными мерами. Момент был выбран идеально, когда котировки опустились к 80 долл. за баррель. То есть против нас сработало два эффекта — снижающейся цены и дополнительный эффект закручивающихся санкций. Главная задача этих санкций США — создать атмосферу страха, паники и увеличить плату за риск, который пойдет в карман перевозчиков.
Попадание судна под санкции фактически делает его непригодным для эксплуатации. Как объяснил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, таким судам может быть запрещен вход в порты или прохождение через каналы и проливы. Администрация канала или пролива, предоставившая такому судну лоцмана для проводки, может рисковать попаданием под вторичные санкции, а без лоцмана проводка запрещена правилами самих проливов и каналов.
Кроме того, по мнению Симонова, у санкций США есть психологический эффект. Ведь под них попало всего три судна, а цены на российскую нефть сразу снизились. Дело в том, создается впечатление, что любой перевозчик может сейчас попасть «под раздачу». Американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) никак не объясняет, почему были выбраны именно эти танкеры. А перед этим OFAC разослало письма приблизительно тридцати компаниям с требованием предоставить информацию о перевозках и с предупреждениями, что их суда подозреваются в несоблюдении price cap при транспортировке российской нефти из портов Козьмино и Приморск. В результате под санкции попадают всего три танкера, но перевозчики начинают думать «сейчас ударило по ним, но потом может бабахнуть и по нам».
Также создается ощущение «токсичности» работы с российскими компаниями. Все три судна, предположительно, являются собственностью дочерних компаний, созданных в ОАЭ российскими предпринимателями. Но OFAC опять же об этом не упоминает. Это делается, чтобы теоретический, например, греческий судовладелец думал, что «прийти» могут не только за российской собственностью, а за любой другой, лишь связанной с торговлей российской нефтью. Создается ощущение, атмосфера паники. Этому также способствует ожидание новых санкций Евросоюза, про которые сейчас вовсю распускают самые разнообразные слухи, поясняет эксперт.
Санкции ЕС, по сообщениям американских и европейских СМИ, могут полностью запретить продавать танкеры России для перевозки нефти и нефтепродуктов. А при продаже танкеров третьим странам, в договоре должен быть пункт, что судно не может быть использовано для перевозки российского сырья или топлива.
Кроме этого, активно обсуждается возможность перекрытия Данией прохода в Балтийском море для российских танкеров, не имеющих европейской страховки. До 60% морской торговли российской нефтью идет через Балтику, но прежде, чем выйти в международные воды, судам нужно пройти датские проливы.
Как отмечает Симонов, право прохода транспорта проливов зафиксировано во всех базовых документах по морскому праву. И нет никаких указаний, чья должна быть страховка. Другое дело, что если бы наш танкер, под российским флагом и отечественной страховкой вез российскую нефть, то едва ли его мог кто-то остановить. Но свой танкерный флот надо было создавать много лет назад. Время было упущено. А когда нашу нефть везет эмиратский танкер под флагом Либерии, то вопросы могут возникнуть. Хотя эксперт считает, что Дания все равно не пойдет на закрытие проливов для перевозки российской нефти.
Но в любом случае сейчас придется пережить очередной период ужесточения давления и роста дисконта на российскую нефть, считает эксперт. «Наши нефтяники, я думаю, преодолеют эти сложности, будут найдены варианты. Цена сейчас уйдет ближе к 60-65 долл. за баррель», — полагает Симонов.
Стоит вспомнить, что 26 ноября состоится первая за последние полгода министерская встреча ОПЕК+. И если участники альянса решат, что котировки барреля нуждаются в поддержке, то вполне могут принять решение о дополнительном сокращении добычи. А это подстегнет к росту нефтяные цены, и не важно эталонные это сорта или российские марки. В период дефицита товара покупателю становится сложно диктовать условия его поставщикам.
https://rg.ru/2023/11/20/dlia-teh-kto-v-tankere.html