Дифференцированные тарифы на электроэнергию вводятся в российских регионах
В начале нового года не осталось незамеченным нововведение, которое коснется как коммерческих структур, так и населения — в стране начался переход на дифференцированную систему оплаты потребляемой электроэнергии. Многолетние споры на эту тему получили логическое завершение — 23 декабря 2023 года принято постановление правительства № 2281, по которому с 1 января 2024 года региональные власти должны будут перейти на дифференцированный тариф на электроэнергию для населения. Причем этот переход напрямую увязывается с так называемым перекрестным субсидированием — повышенные тарифы будут вводиться в случае, если объемы льгот, финансируемых за счет повышенных платежей для бизнеса, превысят лимиты, установленные правительством — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Согласно результатам опроса, проведенного Институтом экономики естественных монополий Президентской академии, переход на дифтариф поддерживают около 65% опрошенных респондентов — представителей органов власти, участников рынка и отраслевых экспертов.
И действительно, с 1 июля 2024 года дифтариф появится минимум в 30 регионах России. О соответствующих планах уже заявляли власти Пермского края, Калининградской, Челябинской и Московской областей, Хакасии и др. Опыт Кузбасса, где дифтариф был введен с 2023 года, показал, что при должной настройке и учете интересов местных жителей механизм эффективно решает свои задачи.
«В настоящее время все потребители, относящиеся к населению и приравненным к нему категориям, субсидируются за счет прочих потребителей (промышленных и непромышленных). После введения дифференциации тарифов потребители, энергопотребление которых существенно превышает среднее по региону, будут оплачивать электроэнергию по более справедливым тарифам. Диапазоны электропотребления, в отношении которых будет применяться дифференциация, должны быть определены региональными органами власти с учетом интересов граждан. Предполагается, что данная мера не затронет интересы подавляющей части населения, осуществляющих только бытовое энергопотребление», — отмечает Борис Файн, директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС.
Эксперты согласны, что дифтариф позволит более справедливо распределить льготное ценообразование на электроэнергию для населения. Однако почему возникла необходимость введения такой меры?
«Проблема — перекрестное субсидирование, перекладывающая компенсацию пониженных тарифов для населения на бизнес и промышленность. Регулирование, зачастую, происходило за счет крупных промышленных потребителей, а тарифы для населения оставались на низком уровне», — говорит Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
В свою очередь занижение тарифов давало населению возможность заниматься незаконной предпринимательской деятельностью, в частности, майнингом криптовалют, который является крайне энергоемким процессом.
«Майнинг стал одним из поводов пересмотреть действующую систему перекрестного субсидирования, — продолжает Фролов. — «Серый» майнер обычно платит за электрическую энергию как частный потребитель, а использует электроэнергию в объемах, характерных скорее для бизнеса. Между тем по закону предъявить им было нечего».
Особенно остро проблема проявилась в Иркутской области — регионе с самым низким энерготарифом в стране. Инициативная группа местных активистов и губернатор области обращались к федеральным властям с просьбой ввести дифтарифы для подпольных криптовалютчиков. Ведь из-за перегрузки сетей в регионе участились аварийные отключения электроэнергии, увеличилось количество пожаров, связанных с работой майнингового оборудования в непредназначенных для этого помещениях. Кроме того, незаконный майнинг может стать причиной энергодефицита в области, создавая проблемы с подключением новых потребителей, в том числе — промышленных. В результате в конце 2021 года кабмин предоставил право самостоятельно вводить прогрессивную ставку тарифа на электроэнергию.
«Госконтроль и регуляторные механизмы должны продолжать поддерживать население. Цены не должны избыточно расти, а надежность электроснабжения — падать. Переход на дифференцированные тарифы надо проводить осторожно, чтобы не допустить снижения благосостояния населения. Традиционное изменение тарифов, безусловно, должно рассматриваться с учетом потребления в «серой зоне». Но главное — не зайти слишком далеко», — подытожил Фролов.
Однако Иркутская область пока не вошла в перечень регионов, где заработает механизм, хотя, согласно ВЦИОМ, 53% иркутян поддержало введение в регионе дифференцированных тарифов.
Часть общественности выступает против, опасаясь, что стоимость электроэнергии существенно возрастет. Однако отраслевые эксперты подчеркивают, что введение дифтариф затронет не более 5% населения — тех самых майнеров и владельцев объектов роскоши. При этом, подчеркивает глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, большинство потребителей выиграет, если льготами перестанут пользоваться так называемые «предприниматели» — серые майнеры.
Наряду с этим, использование механизма позволит сократить нагрузку на промышленность, а это в конечном счете должно повлиять и на цену товаров, так как производители закладывают возрастающие затраты на электроэнергию в стоимость продукта. То есть в конечном счете дифтариф является инструментом по борьбе с инфляцией.
Федор Боровиков