Грозит ли тюрьма пилоту самолета, в котором разбились волгодонцы Евсюковы
Пилоту разбившегося в Афганистане бизнес-джета Аркадию Грачёву и его жене грозит до 10 лет тюрьмы – сообщает телеграм-канал Mash. На них могут завести дело за плохое состояние самолёта и ошибки в пилотировании.
Практически сразу после того, как стало известно, что в Афганистане потерпел крушение пассажирский джет с россиянами на борту, Московский следственный отдел на воздушном и водном транспорте Западного межрегионального СУ на транспорте СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек).
Также, как сообщает сегодня Mash, СК завели дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Максимальный срок по ней — до 10 лет.
ООО «Атлетик групп», совладелец данного Falcon-10, принадлежит супруге летчика Екатерине Агаповой и не имеет лицензии на пассажирские перевозки. Однако пользовалось им другое ООО – «Джет аэро», которое принадлежит самому Грачёву и его второму пилоту Дмитрию Белякову.
Одна из версий падения самолета — неправильный расчёт пилотами топлива при дозаправке в Индии. Причиной этого мог стать минимальный налет летчиками именно на таком типе самолетов – свидетельства о прохождении подготовки на Falcon-10 они получили в мае 2023-го.
Конкретный самолет Falcon-10, произведён французской компанией Dassault в 1978 году и за 45 лет эксплуатации сменил несколько десятков собственников. Кроме того, как упоминал ранее все тот же Mash, это действительно экстремальное расстояние для небольшого джета.
И наконец, есть версия, что у летчиков не было достаточного времени на отдых перед сложным рейсом, после того как они прилетели из России в Тайланд. По данным телеграм-канала «Авиаторщина», полетная смена у пилотов составила почти 17 часов при положенных по закону 13-ти (и это верхний предел). А согласно сервису FlightRadar, обратным маршрутом бизнес-джет вылетел из аэропорта Утапао примерно в 9:20, то есть новая полетная смена у пилотов началась не позднее 8:20. Таким образом, времени на отдых у экипажа было чуть больше семи часов — в 2,5 раза меньше положенного.
Однако многие эксперты в области авиации отдают должное мастерству пилотов. По их словам, выжить при падении в горах – это один шанс из 100 в лучшем случае. Общий налет часов, помимо Falcon-10, у пилотов достаточно большой, и в целом они вполне опытны, что и показала их посадка, спасшая жизни экипажу и медикам.
Для посадки пилоты использовали довольно пологий снежный склон, и скорее всего, перед приземлением немного подняли нос самолета, чтобы смягчить удар. В противном случае самолет бы врезался в землю, и погибли бы все, находившиеся на борту. Выжили, скорее всего, те, кто был пристегнут. Конечно, они пострадали при ударной нагрузке, но не критично. Непристегнутая женщина на ИВЛ и ее муж, который, вероятно, пытался удержать жену, погибли.
Напомним, самолет Falcon 10 (регистрационный номер RA-09011; серийный – 128) перестал выходить на связь и пропал с радаров вечером 20 января в воздушном пространстве Афганистана около границы с Таджикистаном. На борту самолета находился экипаж в составе Дмитрия Белякова, Аркадия Грачева, Игоря Сывороткина и Павла Попова. А также пассажиры – Анна и Анатолий Евсюковы. Самолет вылетел из аэропорта Утапао (Паттайя, Таиланд). Экипаж самолета при входе в зону Таджикистана доложил о малом остатке топлива из-за встречного ветра на эшелоне полета. После чего было принято решение следовать на запасной аэродром в Душанбе. Однако в 17.19 по Москве пилот доложил об отказе правого двигателя, в 17.20 – об отказе левого двигателя. В 17.35 метка от воздушного судна пропала в 161-м километре от Душанбе. Позднее выяснилось, что экипаж при падении выжил, а пассажиры погибли.
Фото — Министерство транспорта и авиации Афганистана