Единственный в России масштабный профориентационный проект начал работу в Волгодонске
В Волгодонске началась реализация программы стратегического партнерства между Ростовской АЭС, Волгодонским институтом НИЯУ МИФИ и инженерно-технологической гимназией «Юнона», рассчитанной до 2030 года. В соответствии с ней в городе расположения Ростовской АЭС начал работать масштабный и единственный в стране профориентационный проект, направленный на формирование кадрового потенциала для атомной энергетики «Инновационная целевая модель: школа – техникум – вуз – предприятие».
— С Волгодонским институтом НИЯУ МИФИ мы работаем уже более 20 лет – это наш опорный вуз и основной поставщик молодых специалистов. В этом году программу подготовки кадров нам удалось расширить благодаря открытию специализированной гимназии при вузе. Это уникальный формат объединения образовательных программ, направленных на подготовку инженеров-атомщиков в потоке от первого класса школы до получения диплома. И мы уже сегодня знаем, что в первом классе «Юноны» учатся наши будущие работники, а может, и директор атомной станции, — рассказывает директор Ростовской АЭС Андрей Сальников.
Инженерно-технологическая гимназия «Юнона» при ВИТИ НИЯУ МИФИ – это инновационная и одна из самых высоко оснащенных школ региона. Гимназия, построенная при поддержке Росатома, концерна «Росэнергоатом» и Ростовской АЭС, открылась 1 сентября 2023 года.
— Мы создаем инженерную школу, направленную на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем информационно-математической и технологической подготовки, мотивацией к непрерывному образованию в области высокотехнологичного производства, высокой общей культурой и активной гражданской позицией. Даже русский язык и литературу мы сегодня преподаем с элементами физики и математики. Например, наши дети могут записать формулами стихи Пушкина, — отмечает директор инженерно-технологической гимназии «Юнона» Александр Аваков.
Специализация начинается уже с 1 класса. Работа с малышами направлена на развитие мышления, воображения, повышение мотивации к техническому творчеству. В начальной школе они уже самостоятельно выполняют простейшие проекты, связанные с познанием себя и окружающего мира. В помощь ребятам – Атомный технопарк ВИТИ НИЯУ МИФИ. Средние классы – это профессиональные пробы, помощь в выборе индивидуальной образовательной траектории, углубленная подготовка по физике, математике и химии, психологическое и профориентационное тестирование, развитие начальных профессиональных компетенций. На этом этапе с ребятами работает Центр довузовской подготовки ВИТИ НИЯУ МИФИ. В старших классах гимназистам подбирают индивидуальную образовательную и карьерную траекторию, углубленного готовят к ЕГЭ по предметам, необходимым будущим ядерщикам, используя ресурсы вуза, в том числе, в рамках академической мобильности.
Так, в феврале первая группа старшеклассников из «Юноны» по программе академической мобильности прошла учебный курс в Предуниверситарии НИЯУ МИФИ на базе Университетского лицея № 1511 (г. Москва).
— Важно, что в рамках Программы стратегического партнерства вуз имеет возможность формировать пул очень мотивированных абитуриентов, имеющих высокий уровень базовой подготовки с учетом кадровых потребностей предприятий. А Ростовская АЭС в свою очередь имеет право корректировать образовательные программы под свои запросы и нацеливать школу, техникум и вуз на «точечную» подготовку молодых специалистов под конкретные задачи предприятия, — подчеркнула руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ Валентина Руденко.
Президент РФ Владимир Путин, говоря о подготовке профессиональных кадров отмечает: «Важнейшее направление нашей работы – развитие инженерного образования, распространение уникальных методик преподавания естественнонаучных дисциплин. Будем делать всё необходимое, чтобы ребята со школьной скамьи получали навыки и компетенции, востребованные в эпоху бурных технологических перемен. Эффективность развития страны будет зависеть в том числе от реализации программ передовых инженерных школ».
В России реализуется комплекс мер, который позволяет студентам и молодым специалистам стать частью профессионального сообщества. На предприятиях Росатома, в том числе на Ростовской АЭС, формируются условия для развития диалога практиков и действующих экспертов с инициативными учащимися и закрепления наиболее эффективных наработок. Практики целевого привлечения молодых профильных специалистов на стажировки, наставничество, вовлечение в образовательный процесс практикующих специалистов – примеры инструментов, показавших свою эффективность.