Заметного роста цен на бензин и дизель не ожидается
Небольшой недельный рост цен на АЗС, который зафиксировал в последней статистике Росстат, никак не является свидетельством начала нового витка подорожания бензина и дизельного топлива (ДТ). На рознице отразились рост биржевых котировок в первой половине марта и начало сезонного высокого спроса на топливо, считают опрошенные «Российской газетой» эксперты.
На данные Росстата и вовсе бы не обратили внимания, если бы не новостной фон. Незапланированные ремонты российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) после атак беспилотников (БПЛА) вызвали в марте рост биржевых котировок на 11-15%. Для биржи это не такой уж большой скачок, но перед посевной в СМИ всерьез заговорили об опасности возникновения локальных дефицитов топлива.
Розничные цены на бензин и ДТ за ними не следовали, они с начала года вообще почти не менялись. А тут за одну неделю марка АИ-95 в среднем подорожала на 7 коп., а ДТ — на 6 коп. А по данным Московской топливной ассоциации (МТА), литр бензина АИ-95 в столице подорожал за две недели в среднем на 6 коп.
В последнюю неделю марта биржевые котировки немного снизились, но статистики розницы за этот период еще нет, к тому же цены на АЗС реагируют на изменения на бирже с заметным опозданием и только на сильные скачки. Кроме того, эта неделя началась опять с роста котировок, поэтому реакции розницы может и вовсе не последовать. Но и опасаться сильного роста цен на АЗС пока причин нет.
Как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, в результате нескольких совещаний в правительстве нефтяным компаниям и РЖД дано поручение обеспечить непрерывный вывоз нефтепродуктов и загрузку нефтеперерабатывающих заводов с учетом сезонного роста спроса на внутреннем рынке. Это работает на снижение цен. Сокращаются сроки доставки, затраты, кроме того, когда известны сроки доставки, никто не покупает топливо с запасом.
Роста цен на топливо выше среднегодовых темпов инфляции в стране не ожидается, такое возможно только в случае падения объемов производства
Рост цен в рознице на топливо пока значительно отстает от инфляции, а это главный показатель, подчеркивает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. При общем уровне накопленной с начала года инфляции 1,7% бензин с конца прошлого года подорожал всего на 0,6% (АИ-95 — на 0,7%), цены на ДТ вообще не изменились.
Но эксперт отмечает, что при существующем налоговом режиме и с учетом необходимости сохранения экспорта ДТ (экспорт бензина запрещен с 1 марта) для наполнения бюджета, цены в опте и рознице будут расти. Главный вопрос в управляемости этого роста. На АЗС подорожание не должно превышать инфляцию.
Единственный негативный фактор, который может действительно заставить цены расти, — это объемы выпускаемого бензина и ДТ, которые сейчас сократились из-за внеплановых ремонтов НПЗ. По данным ЦДУ ТЭК по бензину, его выпуск с 13 марта ниже, чем средние значения последних четырех лет. Причем отгрузки на внутренний рынок превышают или почти равняются объемам производства. По ДТ ситуация лучше. При этом запасы и бензина, и ДТ выше, чем среднегодовые показатели с 2020 года. Кроме того, ДТ выпускается значительно больше, чем потребляет внутренний рынок.
По мнению Гусева, на основании показателей двух недель судить о ситуации нельзя, для оценки ситуации нужны данные хотя бы за месяц. При этом эксперт уверен, что уже заключены договоренности с Республикой Беларусь, которая в случае надобности сможет полностью закрыть спрос на бензин в России.
По данным Росстата, производство бензина в России сократилось на 7,4% за предпоследнюю неделю марта и до этого еще на 2,7%. В сумме это 10,1%, то есть тот объем, который мы раньше отправляли на экспорт. Сейчас поставки за границу запрещены, поэтому пока дефицита не должно быть.
«По бензину мы укладываемся в этот объем. Сельскохозяйственная техника работает на ДТ, на СВО также требуется дизель, а у нас по нему профицит производства. Пока нам запасов хватает, я лично до лета никаких проблем не вижу», — говорит Симонов.
По его мнению, надобности в импорте бензина из Беларуси пока нет. К тому же за этот бензин нам придется платить. Но на крайний случай такой вариант есть. Главное, к лету закончить ремонты на НПЗ, в первую очередь на Нижегородском заводе НОРСИ, дающем порядка 8% производства. Если мы это успеем сделать, то никаких проблем с АИ-95, на который сильно возрастет спрос в сезон отпусков, не будет, поясняет эксперт.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, возобновления роста цен на топливо выше среднегодовых темпов инфляции в стране не ожидается. Такое возможно только в случае падения объемов производства из-за новых форс-мажорных обстоятельств. Сейчас объемы производства уже восстанавливаются, а запасов в хранилищах должно хватить, чтобы не сформировался дефицит топлива на внутреннем рынке. При этом существенного снижения розничных цен также не предвидится. Скорее всего они просто останутся на прежних значениях, считает эксперт.