Категории ЗдравоохранениеНациональные проектыНаши людиНовости

Сердечный доктор Зинаида Козак больше 20 лет лечит людей в Волгодонске

09.04.2024

В Ростовской области более чем на 10% снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Развивается программа по созданию первичных сосудистых отделений. В 2023 году их запустили в Батайске и Новошахтинске, с конца 2022 года отделение работает в Каменске-Шахтинском. На 2024 год запланировано открытие новых сосудистых отделений в Белой Калитве и Шахтах. В Волгодонске сосудистый центр седьмой год вносит свой вклад в улучшение региональной статистики. Результат складывается из многих факторов, в том числе оборудования и медпрепаратов по нацпроекту «Здравоохранение», и, конечно же, профессионалов в белых халатах, которые трудятся, чтобы сохранить жизни людей.

Будешь врачом! — благословила мама в профессию Зинаиду Козак, и она поехала в Волгоградский мед. Отучилась. Интернатуру проходила в первой горбольнице Волгодонска. За год набралась опыта и ещё раз убедилась — хочет остаться здесь.

Ещё когда я училась в мединституте, изначально говорила, что буду работать только в Волгодонске. Мне предлагали остаться в Волгограде, но я сказала, — нет, — буду лечить людей в родном городе.

И уже больше двадцати лет Зинаида Козак предана старейшей больнице Волгодонска. Не меняет профессию, отделение кардиологии ВГБ № 1 и даже место в ординаторской. Сейчас только должность другая — завотделением.

И выгорания у неё нет, глаз горит и интерес к делу, к пациентам практически такой же, как и в начале карьеры. Чего только не случалось у молодого доктора: бесконечные дежурства, переживания из-за тяжёлых больных, потери, два декрета, из которых выходила очень быстро…Времени на семью оставалось мало — выручал муж. Она лечила и спасала людей, супруг занимался с дочками. Они уже выросли, но ни одна не хочет идти по маминым стопам.

Старшая сказала: «Нет.» И младшая категорически против: «Потому что ты, мама, живёшь на этой работе, я тебя не вижу. Я так не хочу!»

Через отделение Зинаиды Козак в месяц проходят до 200 больных: с гипертоническим кризом, ишемической болезнью сердца (ИБС), лёгочно-сердечной недостаточностью, острой сердечно-сосудистой патологией (ОССП) и другими болезнями сердца. Пациенты — жители Волгодонска и семи соседних районов. Они могут получать лечение 5-7 дней и быстро выписываются, а могут пролежать и три недели. Всё зависит от тяжести состояния.
В любом случае, работа отделения, которое входит в сосудистый центр, построена так, чтобы экстренный больной с ИБС, ОССП как можно быстрее получил специализированную качественную эффективную медицинскую помощь.


В золотой стандарт профилактики инфаркта входит высокотехнологичное исследование сосудов сердца или «коронарных артерий» — коронарография. Её делают в течение первых суток, как только плановый больной поступает в отделение, и экстренно — если по скорой. В круглосуточном режиме выхаживают, помогают поставить на ноги земляков и продлить им жизни — знания, опыт, заботливое внимание докторов, медсестёр, санитарок и нацпроект «Здоровье», по которому определённая категория пациентов получает бесплатные лекарства.

Больным, которым установлены стенты после инфаркта, мы выдаём таблетки на месяц, — рассказывает завотделением кардиологии. — Им не нужно идти на приём к врачу за рецептом, выстаивать очередь, бегать по аптекам, искать препарат. Днём они уходят домой, а уже вечером могут принять лекарство. На одной из конференций мы узнали, что в Ростове и Москве сталкивались с проблемой, когда больных выписывали накануне выходных или праздников, и они становились как бы бесхозными, не могли принять вовремя жизненно важную таблетку. А мы им даём препараты, у нас таких сложностей нет — это, конечно, большой плюс.

Напоминает Зинаида Козак и о том, что ещё меньше рисков сердечно-сосудистых катастроф будет, если пациенты и после выписки последуют рекомендациям врача. Все лекарства, которые назначены, они должны принимать регулярно, а не от случая к случаю («мне легче стало, я и не стал»). А если вдруг почувствуют себя плохо, нужно идти к врачу и корректировать лечение. И когда они начнут придерживаться этих правил, смертности будет ещё меньше, а жить люди будут дольше.

Многие наши пациенты отказываются от инвалидности, — говорит Зинаида Николаевна, -а я хочу попросить их не делать этого. Потому что среди необходимых им препаратов есть весьма дорогостоящие, которые нужно пить пожизненно. Только по льготе их можно получить бесплатно. Так что даже ради таблеток стоит вернуться на инвалидность!

В последнее время доктора наблюдают, что курящих и пьющих пациентов становится намного меньше. Говорят, на положительную динамику влияет и то, что люди стали к себе прислушиваться, больше следить за здоровьем. Это подтверждает и растущее число записей к кардиологам в частных клиниках. Никто не желает быть прикованным к постели или кислородной подушке. Люди хотят жить и жить активно!

Сегодня под началом Зинаиды Козак трудятся 7 врачей. По штату положено 12. Конечно, завотделением мечтает, чтобы в коллектив, где средний возраст 45-50 лет, влились молодые специалисты. Старшие коллеги ждут их и готовы передать все навыки и умения. Вот только не едут выпускники медвузов в Волгодонск. А между тем, для них предусмотрено служебное жильё, подъёмные, можно квартиру в ипотеку взять, получить различные выплаты, есть хорошие перспективы карьерного роста. Как бы то ни было, надежду Зинаида Николаевна не теряет, рассчитывает, что найдутся ребята, для которых работа в отделении кардиологии и этот город, который напрасно считают провинциальным, станут любимыми. И так же, как она, будут говорить, что самая лучшая благодарность врачу, когда пациенты говорят: «Спасибо!», уходя своими ногами.

Евгений Фоменко: есть свет в конце артерии!

20 кг — столько весил скафандр Юрия Гагарина. И столько же весит специальный костюм, который надевает заведующий отделением рентген-хирургических методов диагностики Евгений Фоменко перед проведением коронарокардиографии или операций на сосудах. Защита нужна, несмотря на то, что оборудование в отделении современное и лучевая нагрузка минимальная. Но она есть и сколько её получено, считает индивидуальный дозиметр. В тяжеловесной экипировке у операционного стола рентген-хирург проводит каждый рабочий день в общей сложности несколько часов. Всё для того, чтобы помогать людям, страдающим от болезней.

Евгений Фоменко с детства мечтал лечить людей. И после окончания Санкт-Петербургской военно-медицинской академии делает это уже 15 лет. Сначала — в Ростове, а в октябре будет пять лет как в Волгодонске — в сосудистом центре горбольницы №1 имени Виктора Жукова в Волгодонске.

Пациентов сейчас намного больше. Мы стали более активно работать, — говорит Евгений Фоменко. — Когда я пришёл в 2019 году, операций по стентированию мы делали 120 — 130 в год. В этом году квоты увеличили до 560. Но есть и не очень радужная статистика. За эти пять лет наши пациенты очень сильно помолодели. К сожалению, мы фиксируем факт того, что уже в тридцатилетнем возрасте люди зарабатывают сердечные проблемы и переносят инфаркт. С чем это связано, трудно сказать. Но то, что юношам и девушкам нужно больше заботиться о своём здоровье, это точно.

Для Евгения Фоменко вести здоровый образ жизни — в порядке вещей. И в своём достаточно напряженном графике он находит время для занятия спортом. Иначе длительных нагрузок не выдержать. Рентген-хирург не может позволить себе потерять работоспособность и подвести коллектив, который спасает людям жизнь, возвращает их после серьёзной болезни к нормальной жизни и в конечном счёте влияет на снижение летальности от сердечно-сосудистых заболеваний в Ростовской области.

Это, действительно, командная работа, — говорит Евгений Фоменко. — Помимо рентген-хирургов, которые делают операции, важны реаниматологи, которые выхаживают достаточно тяжёлых пациентов, кардиологи, которые должны потом вести этих пациентов, потому что поставить стент, восстановить проходимость артерий — это полдела. Нужно в дальнейшем наблюдать пациента, а это уже выполняет поликлиническое звено. Это совокупный процесс. То есть нельзя сказать, что именно из-за нас смертности стало меньше. Понятно, что когда случается инфаркт миокарда, нужна экстренная помощь — установить стент, убрать атеросклеротическую бляшку, тромбы, восстановить проходимость артерий, нормальное кровоснабжение — это естественно при наличии операционной, расходного материала, который у нас есть, всё это делается. И в дальнейшем сокращает восстановительный процесс. Да и кардиологам легче лечить пациентов. Потому что при закрытой, не восстановленной артерии лечить инфаркт — архаично. Такое лечение не выдерживает никакие клинические рекомендации, не современные, никакие вообще. Поэтому когда есть командный дух, слаженная работа всех участников лечения кардиологического больного, процесс по снижению летальности движется в лучшую сторону.

С начала 2024 года рентген-хирурги провели 100 операций на сосудах сердца и 258 коронарокардиографий. Диагностика и стентирование проводятся от 30 минут до одного часа. Во время коронарографии пациент находится на рентгеновском столе, в постоянном режиме аппаратура отслеживает работу сердца, давление, пульс, содержание кислорода в крови. После обработки и местной анестезии рентген-хирург через прокол в руке специальными инструментами проводит диагностический катетер к коронарным артериям. Вводится контрастное вещество и выполняется съёмка в различных проекциях. Это позволяет исследовать артерии, которые снабжают сердце кровью, выявить степень их поражения и продумать дальнейший план лечения больного. Если артерия сужена (забита холестериновыми бляшками), её расширяют и устанавливают стент (металлический каркас сетчатой формы) в коронарный сосуд.

Иногда врачи сталкиваются с тем, что пациенты не хотят устанавливать стент. Опасаются, есть ли смысл, если он после какого-то времени тоже может забиться.

Это стереотипное мышление, — отвечает Евгений Фоменко. — Действительно, такие пациенты есть, но нам удаётся донести до них информацию, которая в дальнейшем меняет их точку зрения. Бывает, когда ситуация зависит от пациента. При несоблюдении пациентами рекомендаций, которые даются лечащим доктором, либо при пропуске приёма препаратов могут возникать проблемы в виде тромбоза с последующими повторными инфарктами. Такие пациенты бывают, к сожалению. Но бывают процессы, которые не зависят ни от врачей, ни от пациентов. Внутри стентов могут образовываться бляшки, которые суживают просвет сосуда. Но статистика и мировые исследования показывают, что сейчас при современном использовании современных стентов и тех материалов, которыми мы пользуемся, процент составляет до 3-4% от всех простентированных пациентов. Это низкий показатель, поэтому опасений нет. Если не установить стент, жизнь может быстрее закончиться.
Стентирование — безболезненная процедура, проводится под местной анестезией, без каких-то серьезных разрезов. Пациент в сознании находится всю операцию, мы с ним разговариваем, даём ответы, если какие-то вопросы возникают, корректируем, то есть никаких проблем.

После операции заведующий отделением рентген-хирургических методов диагностики Евгений Фоменко показывает съёмку артерий. Результат впечатляющий. До стентирования сосуд узкий и тёмный, как стебель чахлого растения, а после — полный жизни — крови, питающей сердце. Почти чудо, случившееся вовремя.

Желаю горожанам не откладывать то, что можно сделать сегодня. Если необходимо обследование, нужно идти и обследоваться. Если необходимо пить таблетки, которые доктор прописал, нужно брать и пить. Могут быть вопросы, что терапия не подошла, но это выясняется уже в процессе приёма, а не так, как обычно. Бывает, говорят, я посчитал, что это не поможет, поэтому я их решил не пить. Это путь в никуда. И наш труд тоже идёт коту под хвост. И ещё. Если стало плохо, чем быстрее пациент обращается к доктору, не ждёт неделю, или даже утра, а сразу вызывает скорую помощь и его сразу привозят, тем легче и нам работать, и дальнейшие прогнозы намного лучше у пациентов. Желаю любить себя, ценить себя и окружающих, прислушиваться к своему самочувствию и как можно больше и чаще обращаться к докторам.

Отзывы пациентов

Любовь Ивановна:

Спасибо всем, вытащили с того света! Мне 69 лет, у меня увеличенное сердце. Начала задыхаться, в скорой ехала уже с кислородом. Очнулась в реанимации, лежу под простынёй — рядом врачи стоят, потом перевели в палату интенсивной терапии. Скоро будет три недели, как я в кардиологии. Огромное спасибо хочу сказать всем без исключения: заведующей отделением Зинаиде Николаевне, Виктории Викторовне, дежурным врачам. Все внимательные, подходят и спрашивают, как самочувствие, — волнуются за наше здоровье. Медсёстры — заботливые, добросовестные. Вовремя и лекарства дадут, и уколы сделают, и давление померяют — все девчата умнички, без исключения, вплоть до новеньких — практикантов. Я им доверяю, говорю, учитесь на нас, когда-то и работать здесь будете.

Николай Иванович:

У меня — два стента, последний ставили лет пять назад. Стал плохо себя чувствовать, приехал на проверку своего здоровья. Вчера поступил, сейчас пойду на коронарографию. Персонал тут отличный. Знаю это по своему опыту — не первый раз нахожусь в отделении кардиологии. Процедуры, уколы, таблетки — всё вовремя. Мне нравится. Только лучше не попадать сюда. Лучше быть здоровым и сидеть дома, чем лежать в больнице. Но в будущее смотрю с оптимизмом. Так и врачи настраивают.

Николай Никифорович:

Попал сюда по скорой — плохо стало с сердцем. Вчера привезли, сразу лечение назначили: уколы, таблетки. Завтра коронарографию сделают. Уже стало легче и спокойнее, что сюда попал. К персоналу — никаких нареканий. Докторам и всем, кто здесь о нас беспокоится, желаю доброго здоровья, а себе — поскорее выписаться и не попадать больше на больничную койку.