Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Почему на АЗС не дешевеет бензин и дизель, когда в опте цены падают

26.04.2024

фото: Александр Тихонов

Цены на АЗС растут шесть недель подряд с середины марта. Увеличение небольшое, по данным Росстата, литр бензина подорожал за это время на 36 коп, дизельное топливо (ДТ) — на 41 коп., но темпы роста постепенно ускоряются. Впереди сезон высокого спроса на бензин, связанный с периодом отпусков, а с августа очередной виток роста потребления ДТ для сельскохозяйственных работ — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Динамика цен на топливо в рознице кажется странной на фоне происходящего в опте. На бирже цены с марта понизились на 15-20%. Более того, если в марте после внеплановых остановок на ремонт некоторых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за атак БПЛА произошло некоторое снижение производства топлива, то с начала апреля оно опять стало расти. А запасы топлива стабильно находятся на уровне выше среднего.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, цены на АЗС реагируют на оптовые цены на бирже с лагом по времени. Сначала распродают нефтепродукты из прежней партии поставок. Поэтому текущий рост цен на них может быть также реакцией на увеличение оптовых цен в конце марта после атак на российские НПЗ. Еще одной важной причиной роста цен на топливо на АЗС может быть увеличение внутреннего спроса на него на фоне начала сельскохозяйственного сезона и посевных работ.

Понятно, что крупные сети АЗС имеют запасы бензина и ДТ, которые они могут распродавать по старым ценам, но таких нет у небольших сетей и независимых заправок. Именно с последних должно было начаться подорожание. При этом, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), первыми цены стали расти именно на АЗС крупных нефтяных компаний. По крайней мере, в столице. Кроме того, рост цен на АЗС начался с отставанием на 2 недели от скачка котировок на бирже, и это можно считать «отложенным эффектом». А вот вниз за биржевыми котировками цены на АЗС не последовали.

Как отметил в разговоре с «РГ» заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, в России, с одной стороны, рост цен на АЗС ограничен инфляцией, а с другой, неизбежен в ее рамках. Топливный рынок регулируется, чтобы не допускать резких скачков цен. В других условиях колебания могут быть очень большими. Например, в США цена на бензин вырастала за короткий срок почти в два раза.

Для российского потребителя, такие скачки, соразмерные с оптовым рынком, сложны для восприятия, люди привыкли к некоторой стабильности, поясняет эксперт. Но с учетом того, что нефть дорожает и есть инфляционные процессы в экономике, медленный, но верный рост стоимости бензина запрограммирован. Но в пределах годовой инфляции. Поэтому никаких прямых и последовательных связей между оптовым рынком и розничным рынком у нас нет, считает Гусев.

Чернов отмечает, что в начале мая в России обычно стартует туристический сезон, из-за чего спрос на топливо возрастает и АЗС могут поднимать на него цены. Но за ними тщательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), чтобы не допустить повышения цен выше среднегодовых темпов инфляции в стране. Эксперт считает, что розничная стоимость топлива в России будет расти именно в рамках среднегодовых темпов инфляции в стране, то есть догоняя их, но не превышая.

Вероятность движения цен на АЗС вверх есть, поскольку растут затраты на оборудование и персонал, дорожает нефть, растут тарифы, поясняет Гусев. Они могут догнать или не догнать среднюю инфляцию по стране за год, все будет зависеть от ситуации на рынке, но точно не должны превысить его, считает эксперт.

При этом среднегодовая инфляция весьма спорный показатель. Относительно него (2,33% к 22 апреля) с начала года темпы подорожания бензинов отстают почти в 2 раза, а ДТ -в 4 раза. Но, по тому же Росстату, если смотреть с конца 2022 года, бензин марки АИ-92 и ДТ обгоняют инфляцию, а марки АИ-95, АИ-98 и выше отстают, хотя разрыв сокращается. Причем обогнали цены на АЗС среднюю инфляцию в 2023 году, но после стоимость бензина премиальных марок опустилась чуть ниже среднего уровня инфляции, а марка АИ-92 и ДТ остались выше.

Сергей Тихонов