Интернет-магазины хотят изменить порядок возврата денег за покупки
Фото: Мария Разумова / «Российская газета»
Компании интернет-торговли выступили с предложением изменить порядок возврата денег при онлайн-покупках. Они настаивают, чтобы одна банковская карта использовалась при покупке и возврате товаров. Это связано с тем, что некоторые недобросовестные покупатели мошенническим путем получают банковский кешбэк за свои покупки, при этом фактически не выкупая товар. С соответствующей инициативой обратилась в ЦБ РФ Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Как объясняется в письме организации (есть в наличие у «РГ»), процесс получения кешбэка недобросовестным путем следующий: человек заказывает в интернет-магазине товары на значительную сумму.
Интернет-магазин привозит их в пункт самовывоза или же лично покупателю. При получении товара покупатель расплачивается за покупку банковской картой, выпущенной банком, проводящим акцию по предоставлению кешбэка. Затем покупатель возвращает весь товар, но для возврата его стоимости прикладывает к терминалу банковскую карту другого банка. Соответственно, банк, проводящий акцию по предоставлению кешбэка, не располагает информацией о возврате товара и фактической отмене покупки, и предоставляет покупателю кешбэк. Поскольку приобретаются товары на значительную сумму, размер кешбэка также довольно большой.
В АКИТ обеспокоены тем, что вышеописанный вид мошенничества в настоящее время приобретает массовый характер, в связи с чем убытки несут как банки, так и компании интернет-торговли.
«С точки зрения убытков банка, лицо получает кешбэк на существенную сумму, фактически не выполняя условия акции. В свою очередь, компании интернет-торговли несут расходы по доставке товара до покупателя и его обратной доставке после возврата. Политика большинства интернет-магазинов предполагает бесплатную доставку и возврат товаров при заказе на определенную сумму. При этом в процессе перевозки, погрузки, разгрузки упаковка товара часто утрачивает свой товарный вид, и товар подлежит уценке, а во многих случаях и списанию», — пояснили в организации.
Президент АКИТ Артем Соколов в беседе с «РГ» сказал, что схема незаконного обогащения с манипуляцией программами лояльности не касается интернет-эквайринга и работает только при оплате физическими картами в терминалах.
«Она была выявлена не сразу, но сейчас уже становится очевидной — по совокупности целого ряда признаков, в том числе систематическим случаям покупок и возвратов товаров на значительные суммы одним и тем же лицом. За последние полтора года выявлены тысячи случаев таких транзакций, а сумма убытков отрасли исчисляется сотнями миллионов рублей», — отметил Соколов.
При этом он подчеркнул, что возникшая проблема никак не относится к обычным добросовестным покупателям. «Предлагаемое нами решение их никак не затрагивает. Пресечь подобные манипуляции можно просто уточнением порядка возврата денег: одна карта при покупке и возврате», — резюмировал Соколов.
Татьяна Шмелева
https://rg.ru/2024/05/21/pochemu-kompanii-hotiat-izmenit-poriadok-vozvrata-deneg-pri-onlajn-pokupkah.html