Власти хотят разделить бензин и дизель в расчетах демпфера. Как это поможет внутреннему рынку
фото: Александр Тихонов
Эксперт Гусев объяснил, зачем разделять выплаты по демпферу по видам топлива
У нас в стране производятся разные объемы топлива, меньше бензина и больше дизельного топлива (ДТ). Причем 90% бензина остается в стране и только около 10% экспортируется, а по ДТ соотношение приблизительно 50% на 50%. Поэтому желание правительства разделить выплаты по демпферу по видам топлива абсолютно правильное и будет способствовать лучшему регулированию внутреннего рынка. Такое мнение высказал в беседе с «РГ» заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Демпфер — компенсация части разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% — по ДТ. Сейчас при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется.
Правительство планирует изменить это правило, разделив выплаты по демпферу по видам горючего — бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида.
По словам Дмитрия Гусева, учитывая разницу в объемах производства и долю экспорта, если что-то случилось с бензином и он сильно подорожал, не совсем корректно будет не выплачивать демпфер по ДТ и наоборот. Это может только усугубить ситуацию на рынке. У нас сейчас больше проблем с ростом цен на бензин (растут и на бирже, и в рознице). А риск прекращения выплат есть для поставщиков ДТ. Это несправедливо, считает Дмитрий Гусев.
По его мнению, стоило бы разделить демпферные выплаты и по маркам бензина — АИ-92 и АИ-95. Основные проблемы у нас с АИ-95 — их больше, чем вообще со всеми моторными топливами. И котировки на бирже этой марки растут быстрее всего.
Надо создавать комфортные налоговые условия, в первую очередь, для увеличения производства бензина, считает он.
Также эксперт высказался по поводу продления применения до 1 января 2033 года инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть, даже при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов, являющихся предметом инвестиционного соглашения, к 1 января 2027 года (действующие условия применения надбавки)
Инвестиционная надбавка (коэффициент Кинв) увеличивает сумму уже существующего обратного акциза (начисляется при отправке нефти на переработку внутри России) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые вложились в модернизацию производства.
По словам Дмитрия Гусева, нам нужны большие сроки для импортозамещения оборудования на НПЗ. Раньше оно покупалось в основном в Европе, а теперь нам нужно производить его самим либо покупать в Китае или, допустим, в Индии.
Причем идеальный вариант — наладить такие производства у нас в России, считает эксперт. Поэтому к этой инвестиционной надбавке неплохо было бы также прикрутить какой-то инструмент, стимулирующий компании вкладываться в конструирование, проектирование и создание производств по выпуску такого оборудования в России, отмечает Дмитрий Гусев.
Сергей Тихонов