Категории НовостиРоссийская газета

Россияне стали отдыхать внутри страны

26.07.2024

На Стрелке, где Ока встречается с Волгой./ Александр Челмодеев

Россияне стали реже выбирать для отпуска зарубежные курорты. Этим летом 80% отпускников запланировали отдых внутри страны. При этом число выездов за рубеж снижается, 40% туристов, которые ранее ездили за границу, последний раз там были более трех лет назад — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Каждый седьмой турист рассматривает для отдыха только Россию.

Каждый седьмой турист рассматривает для отдыха только Россию. / Аркадий Колыбалов/РГ

Основная причина, по которой люди не рассматривают отдых за рубежом, — рост цен на перелеты, отели и прочие составляющие поездки. Этот факт отмечают почти 60% путешественников, говорится в исследовании группы «Ренессанс страхование». Цена зарубежных поездок выросла существенно, примерно на 20-40% в зависимости от направления, поясняет Роман Гареев, доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова. Колебания курсов валют делают зарубежные поездки непривлекательными для российских туристов.

Есть и другие неудобства. Отсутствие прямых авиарейсов, увеличение времени полетов из-за облета территорий некоторых стран, перечисляет Александр Преображенский, старший преподаватель кафедры «Менеджмент в индустрии гостеприимства» ИОМ РАНХиГС.

Реже других за границей бывают жители Челябинской, Тюменской, Нижегородской и Новосибирской областей. Чаще — жители Башкортостана, Волгоградской и Самарской областей.

В этом сезоне произошло поворотное событие: самое популярное направление летнего отдыха сменилось с Турции на Россию.

В этом году 43% путешественников выбирают туры по России, сообщили в «Слетать.ру». Туры внутри страны заняли самую большую долю продаж. В то время как в сезоне 2023 года лидировала Турция, на нее приходился 31% поездок. Сегодня ровно столько же — 31% путешественников — выбирают турецкие берега. Остальные страны занимают достаточно небольшие доли: 9,6% приходится на Египет, 5,3% на Абхазию и 3,3% на ОАЭ. Причем все зарубежные направления за год существенно потеряли популярность у российских туристов.

Йошкар-Ола./Александр Челмодеев

Кстати, каждый четвертый россиянин никогда не был за рубежом. Первое место в «рейтинге» регионов, жители которых никогда не покидали границы страны, занимает Челябинская область, почти треть жителей которой не посещали других стран, отметили в группе «Ренессанс страхование».

Каждый седьмой турист изначально ориентируется исключительно на российские курорты, без сравнения их стоимости с зарубежными. «Мы наблюдаем все возрастающий внутренний поток», — отмечает Александр Преображенский. В 2024 году он может увеличиться на 30% к 2023 году, считает эксперт. Внутренний туризм показывает рост по всем направлениям. Спрос на туры по России в этом году увеличился в 2,6 раза, пояснили в «Слетать.ру». А средний чек вырос на 41%, сейчас россияне готовы тратить на отпуск в среднем 120 тыс. рублей. Растет и длительность отдыха, средняя продолжительность путешествий по России увеличилась до восьми дней, на один день больше, чем в прошлом сезоне. Люди стали планировать свои отпуска по стране заранее. Если в прошлом году они покупали туры за месяц до начала отдыха, то сейчас средняя глубина бронирования выросла до трех месяцев.

В первую очередь туристы выбирают отдых у водоемов. Чуть менее популярен экскурсионный и оздоровительный туризм. Привлекает россиян и гастрономический туризм.

фото: Александр Челмодеев

Для кратковременных поездок все больше россиян выбирают самостоятельный туризм на собственном автомобиле, говорит Роман Гареев. Обычно это поездки на 3-5 дней в соседние города и на море.

С каждым годом туристам внутри страны предлагается все больше туристических направлений, развиваются новые виды туризма, расширяется ассортимент турпакетов от ведущих туроператоров, отмечает Роман Гареев. Качество сервиса существенно отличается в разных регионах. «Там, где ежегодно наблюдается поток туристов, сервис в большинстве случаев уже полностью адаптировался под их потребности. В регионах, где турпоток небольшой или сезонный, еще существует достаточное количество проблем, связанных с клиентоориентированностью», — рассказывает он.

Ирина Жандарова