Рост цен на дизель может ускориться к концу лета, но не превысит инфляции
фото: Сергей Михеев/РГ
Рост цен на дизельное топливо (ДТ) на АЗС в этом году (2,4%) пока более, чем в два раза отстает от средней инфляции (4,91%). При этом все марки бензина уже вплотную приблизились к ее уровню. Но традиционно бензин дорожает с конца весны и летом, что и произошло, а стоимость ДТ быстро растет в конце лета и осенью, и едва ли исключением будет этот год — пишет наш информационный партнёр «Российская газета»
В рознице подорожание топлива разных марок ограничено инфляцией, и едва ли какая-то компания захочет привлечь к себе внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Но в опте есть вероятность, что сезонное подорожание ДТ будет происходить по «бензиновому» сценарию, где основной рост цен пришелся на марку бензина АИ-95. Также может случится с зимним дизелем. Впрочем, у правительства есть инструменты для сдерживания роста цен.
Подорожание бензинов уже привело к возобновлению запрета на их экспорт с 1 августа. В отношении ДТ, по словам вице-премьера Александра Новака, такая мера пока не рассматривается.
Для дизеля запрет на экспорт будет крайней мерой, поскольку его в России производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке. Половина уходит на экспорт. Для сравнения, почти 90% производимого в стране бензина реализуется в России, и только около 10% отправляется за границу. Из нефтепродуктов ДТ — наш основной экспортный товар. Поэтому запрет на экспорт ДТ возможен только в экстренном случае и на недолгий срок. Иначе произойдет затоваривание рынка, как результат спад объемов нефтепереработки. Не случайно прошлой осенью полный запрет на экспорт ДТ проработал всего две недели.
В беседе с «РГ» зампредседателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич высказал мнение, что сейчас для роста оптовых цен на ДТ в связи с началом активной стадии сельхозработ нет объективных экономических предпосылок: во-первых, мировые цены на нефть в течении последнего месяца снизились более, чем на пять процентов, тенденций к обратной динамике не прослеживается, во-вторых, основные параметры налогообложения нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения остались прежними.
Но рост спроса на ДТ в опте, как правило начинается в десятых числах августа, а через некоторое время ретранслируется в розницу. По Росстату, в прошлом году к 31 июля ДТ подорожало на АЗС с начала года на 0,6%, отставая по темпам от бензина в 8 раз, а уже ко 2 октября дизель перегнал бензин, подорожав — на 11,1%
Как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, цены на дизель в сезон, то есть в конце лета — начале осени, растут быстро. Потом в октябре на смену летнему дизелю приходит зимний, который априори дороже. Но этот процесс очень неравномерный по регионам. На юге зимний используется меньше, на севере — больше. На АЗС разница между зимним и летними сортами ДТ составляет, как правило, два-три рублей за литр. Но разлет цен зависит от многих факторов, к примеру, от цены керосина, который часто используется для производства дизеля, незамерзающего при низких температурах.
По словам генерального директора маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, рубеж августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены доходили до 100 тыс. рублей за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго превысили отметку в 75 тыс. рублей за тонну, уточняет эксперт.
Есть у зимнего ДТ еще одно сходство с бензином АИ-95. Биржевая цена зимнего ДТ также не учитывается в условиях для выплат по демпферу. Они компенсируют часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (установленной государством) не более 10% для бензина и не более 20% — по ДТ. И для бензина в расчет берется только цена АИ-92, для ДТ — летний сорт.
Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и запретов на экспорт. Такими лазейками являются топливная розница, а также биржевые цены на бензин АИ-95 и зимнее дизельное топливо. Именно в этих сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.
Причем, по мнению Терешкина, сезонный рост цен на дизельное топливо можно было бы наблюдать даже в том случае, если бы зимний ДТ был включен в параметры демпфера. Демпфер учитывает только биржевые торги, на которых реализуется лишь 16% выпускаемого дизеля; остальные 84% — это мелкий опт, где нефтяники могут «разгонять» рост цен, не опасаясь потери субсидий.
Но с точки зрения Гусева, демпфер справляется со своими задачами — нормализовывать общую ситуацию на топливном рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ, разделить нормативы продаж ДТ на бирже по сортам, а также по сезонам. Мы же знаем на какие сорта и когда спрос растет, а когда падает, поясняет он.
Кроме того, стоит обратить внимание на стоимость авиакеросина, растворителей и присадок, используемых для производства зимнего дизеля. И возможно, стимулировать больший объем их производства в сезон спроса на зимний ДТ, считает Гусев.
По словам Родионова, из-за низкой конкуренции у нефтяников нет серьезных стимулов для снижения цен. Действует только «окрик» регулятора (в виде запрета на экспорт) и страх перед потерей субсидий. Решить эту проблему можно за счет повышения нормативов биржевых продаж — с нынешних 15% для бензина и 16% для ДТ до 33%.
Здесь, правда, можно возразить, что маржа нефтепереработки и топливной розницы периодически становиться нулевой, подчас даже отрицательной. Связывают это как ростом цен на нефть и нефтепродукты в мире, так и с очень высокой налоговой нагрузкой на нефтяную отрасль. А при нулевой или отрицательной марже никакая конкуренция к снижению цен не приведет.
По мнению Станкевича, правительству во взаимодействии с ключевыми компаниями нефтяной отрасли необходимо обеспечить безукоризненную работу цепочек поставок топлива внутри страны. Прежде всего, по железной дороге, чтобы не допустить возникновения локальных дефицитов в регионах.
«Для этих целей уже создан оперативный штаб под руководством Александра Новака. В работе штаба участвуют, наряду с иными должностными лицами, уполномоченные представители Минсельхоза и органов исполнительной власти разных регионов. И именно их задача вовремя сигнализировать о ситуации на местах в период уборочной кампании. Надеюсь, ошибки прошлого года будут учтены», — подчеркивает Станкевич.
Сергей Тихонов