На Кубани родители жалуются, что школы не хотят принимать детей в 10 классы
Не для каждого девятиклассника теперь распахнуты двери школы. / Геннадий Аносов/РГ
Сейчас горячая пора не только у абитуриентов, с 3 августа российские вузы начинают зачисления на бюджетные отделения, но и у выпускников девятых классов. Примерно до середины августа в школах должны определиться, кто продолжит обучение в старших классах. Возьмут не всех. Если средний балл аттестата не дотягивает до установленной образовательным учреждением планки, ученику предлагают продолжить обучение в техникуме или колледже. Эта проблема приобрела особенно массовый характер в Краснодарском крае, где, как известно, порой не хватает букв алфавита для первоклашек. А теперь возникают и серьезные трудности с комплектованием десятых классов. Разбираюсь, что конкретно происходит, как быть детям и на чьей стороне закон?
В краевом министерстве образования, науки и молодежной политики уверяют, что проблемы тут нет. Они возникают лишь в связи с набором детей в профильные классы. Тут перейти из средней школы в старшую разрешают лишь девятиклассникам с высоким рейтингом. И поясняют, что при этом у учеников, желающих учиться дальше в школе, есть возможность поступления в универсальный класс.
Спускаюсь по лестнице вниз до школы. Вот, СОШ N 8 Краснодара. Она основана свыше 110 лет назад. Уже почти 35 лет одно из старейших учебных заведений кубанской столицы возглавляет Лидия Цимбал. Спрашиваю: «При наборе учеников в 10-е классы есть недовольные?»
— Недовольные есть всегда, но мы постарались свести их к минимуму, — рассказывает директор. — Еще в начале прошлого учебного года стали проводить анкетирование, выясняли, кто из ребят пойдет в 10-й класс, а кто планирует поступать в другие учебные заведения. И к моменту окончания учебного года мы знали точные цифры. В итоге у нас будет два универсальных 10-х класса. Никаких отборов и отбраковок мы не проводили. Ведь многие позже определяются с выбором профессии, и мы, взрослые, должны дать им эту возможность.
Однако многие педагогические коллективы, видимо, больше думают о своих выгодах. И как палочка-выручалочка у них, мол, обучение в 10-м классе ведется по дифференцированным программам. Например, физико-математического, гуманитарного, биологического или иного направления. Тут, конечно, возможен индивидуальный отбор, и его правила на Кубани дано определять руководителям образовательных учреждений. Но при условии, что интересы детей, не попавших в них, не будут ущемлены. Однако родительские жалобы, подтверждают как раз обратное.
Особенно не повезло детям из новых микрорайонов Краснодара с возведенными многоквартирными домами и тотальным дефицитом школ и детских садов. О ситуации, когда для первоклассных параллелей не хватает букв алфавита, знает вся Россия. Теперь в таких новостройках проблему первоклассников решают за счет десятиклассников, как это произошло в СОШ N107. В этой школе из девяти 9-х классов сформировали два 10-х?!
Кирилл Бурдин ни в один из них не попал. Мама парня Анна Васильевна сокрушается:
— У него всего три тройки было в аттестате, а все экзамены на четверки сдал. Но нам выдали бумагу, что у него баллов не хватает для приема в 10-й класс, — рассказывает она. — Сказали, что для нас нет мест. Как так? Ведь сын в этой школе учился с момента ее открытия. Я сама инженер-строитель, и Кирилл решил поступать после окончания 11-го класса на стройфак технологического факультета. А теперь нас, родителей, вынуждают бегать по городу и решать, куда приткнуть своих детей. Это просто безобразие.
Аналогичная ситуация в большинстве школ Новороссийска. Сын Елены Усатенко учился в здешней СОШ N34 с момента ее открытия. В его аттестате одни четверки, но в профильный класс подростка также не взяли, сославшись на недобор баллов.
Причем складывается впечатление, что руководители средних школ взяли на себя роль, кого учить, а кого нет.
— Мы написали в муниципалитет в надежде получить поддержку, — говорит его мама. — На коллективное обращение пришел ответ за подписью Елены Иосифовны Середы, начальника городского управления образования. Она, ссылаясь на приказ минобрнауки края, пояснила, что руководство нашей школы, в которой созданы профильные классы, ничего якобы не нарушило, отказав в приеме из-за отсутствия свободных мест.
В школе сказали, для нас мест нет. И теперь нас, родителей, вынуждают бегать по городу и решать, куда приткнуть своих детей
Чиновнику от образования, выходит, наплевать на судьбу детей, которую ломает руководство средних школ. Никита Колесников из кубанской станицы Староджерелиевской мечтал учиться в Краснодарском университете физической культуры. Парень демонстрировал замечательные спортивные результаты, и у него была реальная возможность поступить в профильный вуз. Но помешала математика. Никита Колесников хоть и занимался с репетитором, но все равно оказался лишним в родной сельской школе, и вынужден был уйти из нее.
И у этого явления две стороны. Если мечту Никиты Колесникова втоптали в грязь, то у станичной школы все хорошо. В этом учебном году она показала лучшие результаты ЕГЭ в крае по математике. Педагога, а также директора школы, естественно поощрили материально. Только вот выпускников было всего четверо.
Кстати, по мнению экспертов и педагогов, пожелавших не называть свое имя, материальная заинтересованность играет если не главную, то значительную роль при «выбраковке» девятиклассников. И ради этого лишают их права продолжить обучение в привычных стенах родных школ.
Беспокоит судьба ребят, которых не примут ни в 10-й класс, и Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяну Ковалеву. «Раньше у нас судьба каждого ребенка до его совершеннолетия отслеживалась, — говорит она, — а теперь большая часть детей может очутиться за бортом. Это недопустимо».
Татьяна Павловская (Краснодарский край)