Успение Пресвятой Богородицы: как провести праздник, а что делать нельзя
иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска
Успение очень значимый праздник, и даже длится он не один день, а начиная с 28 августа и вплоть до вечера 5 сентября. В храмах в эти праздничные дни будут говорить о событии Успения Божией Матери, читать молитвы в честь этого, и каждый желающий сможет участвовать в богослужении.
Хотя то, что христиане отмечают смерть Богородицы столь торжественно, на первый взгляд, странно. Напомню: древнерусское слово «успение» означает засыпание, сон. А в отношении Божией Матери — смерть, кончина, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.
Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы, —
это Александр Блок, сумевший удивительно тонко передать нам сразу два мотива Успения Пресвятой Богородицы: сдержанную печаль расставания, печаль неизбежную, когда мы теряем того, кто нам близок. И тихую, еще неясную радость от того, что сердце ощущает: это расставание не навечно, за этим расставанием тайна, и оно еще обернется встречей.
Христиане потому и чествуют событие смерти Богородицы как праздник, что понимают: Христос победил смерть. Победил, даровав каждому путь спасения. Поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение. Поэтому праздник Успения часто называют Богородичной Пасхой.
Так что же произошло в тот день, когда тело усопшей Матери Христа спеленали и положили в гробницу Гефсиманского сада?
Точное время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова — в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность.
Мы помним, что архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Именно о нем, об архангеле Гаврииле, пишет Блок: «Уже не шумный и не ярый,/ С волненьем, в сжатые персты/ В последний раз архангел старый/Влагает белые цветы». Здесь эпитет «старый» употреблен в смысле «прежний», тот, что был раньше, когда сообщал (в Церкви говорят «благовествовал») Богородице о главном событии Ее жизни — Рождении Спасителя.
Марии, получившей известие о близкой кончине, очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины — каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божией Матери — а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного — все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у Нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни Ее земной жизни.
Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника.
Божию Матерь похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл опять опоздавший апостол Фома (помните, как он пропустил явление апостолам Воскресшего Христа!) и захотел поклониться телу Богородицы, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Дева Мария была и телом восхищена на небо.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль, —
так Александр Блок изобразил торжество жизни в этот миг, миг, который можно воспринять как кончину. Перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Богородица стала Матерью нам всем — нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей.
«Успение Божией Матери — это, как говорят о нем церковные молитвы, временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но в нем есть еще нечто большее, — объяснял митрополит Антоний (Сурожский). — Мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла бы быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало всеобщего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее».
Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику, и который сегодня закончился.
Мария Городова