Категории КультураНаш городНаши людиНовости

Волгодонские таланты: Татьяна Скакунова признана «Лучшим детским писателем 2024 года»

24.09.2024

Старший научный сотрудник Волгодонского эколого-исторического музея, член Российского союза профессиональных литераторов Татьяна Скакунова стала победителем II Всероссийского фестиваля-конкурса «Литературная карусель» 2024 года, сообщил в своём телеграм-канале ВЭИМ.

Конкурс организован Союзом общественных объединений «Российский союз профессиональных литераторов» вместе с региональной общественной организацией «Московский союз литераторов» для русскоязычных авторов, адресующим свои произведения подросткам от 12 до 18 лет.

Рассказы Татьяна Скакунова начала писать ещё в университете. Продолжила и потом, когда работала в Иваново. Печаталась в местной газете и областной — «Рабочий край», затем в «Вечернем Волгодонске», «Волгодонской правде», в альманахах «Наше слово», «Царицын», участвовала в различных литературных состязаниях и, наконец, рискнула заявиться в «Литературной карусели».

Татьяна Скакунова завоевала сразу два диплома. Была отмечена специальной номинацией жюри «За образность и реалистичность» с формулировкой: «За сердечность автора», первого места удостоена в номинации «Лучший детский писатель 2024 года» за рассказ «Сёстры». Он опубликован в сборнике лучших произведений 2024 года Всероссийского фестиваля-конкурса произведений для детей и юношества с иллюстрациями художника, графического дизайнера, члена Союза писателей Москвы Варвары Ракутовой.

В основе рассказа — реальная история четырёх девочек. От одной из них Татьяна Николаевна и узнала эту быль. Варя, Раиска, Лена и Вера жили с родителями в деревушке на Брянщине. Когда началась война, папа ушёл в партизаны, дом разбомбили фашисты, мама погибла. Потом погиб и отец — его расстреляли фашисты после того, как отряд попал в окружение, а их угнали в чужие земли. О мытарствах сестёр, их переживаниях и воспоминаниях, о страшных днях в концлагерях, рабстве, потерях, чудесном спасении и возвращении на Родину, о поседевшей Раиске, которую в детдоме дразнили «старухой», и её отвращении на всю жизнь к мёду и полыни… Татьяна Скакунова описала жизнь девочек так, как будто это происходило с ней — достоверно и с большим чувством, «не стараясь угодить»…

Эти награды, звание «Лучшего детского писателя года» для меня, очень значимы, — отметила Татьяна Скакунова. — Приятно осознавать свои силы и что в тебе что-то есть такое, что находит признание у других людей, тем более на таком высоком уровне.

Отрывки из рассказа «Сёстры»:

«Однажды, придя с работы, Варя не обнаружила Раису на своём месте. Соседки по бараку сочувственно сказали: «Крепись дочка, сестру твою отправили на уничтожение». Варя пришла в отчаяние, она прислонилась к нарам и стала беззвучно плакать. Ночь провела в беспокойстве, ей казалось, что Раиски уже нет в живых, все ей сочувствовали. О сестрёнках знал весь барак. Неизвестность пугала девочку, поэтому Варька старалась, хоть что-либо разузнать. Однако, никто ничего не знал. И вот когда она обречённо шла по территории лагеря, мысленно прощаясь с сестрёнкой, её кто-то окликнул.
Варя оглянулась и увидела, что её зовёт женщина-врач. Девочка слышала о ней, что та, рискуя своей жизнью, многим спасла жизнь. Врач была по другую сторону колючей проволоки, там, где располагался лазарет для уничтожения людей. Она стала жестами подзывать к себе девочку, и, глядя на зареванную Варю, тихо произнесла:
— Ну, хватить реветь, я помогу тебе, девочка. Видишь эту лазейку? Она указала куда-то вниз. Варька, нагнувшись, к своему удивлению, действительно обнаружила под колючей оградой небольшую дыру.
— Сейчас, я принесу твою сестру. Жди.
Вскоре она принесла Раиску, точнее безжизненное худенькое тельце. И хотя от обезвоживания сестра стала совсем крошечной, лазейка была еще меньше. Колючая проволока впилось в тело девочки. Раиска, до этого не проявлявшаяся признаков жизни, от сильной боли заверещала, как резанная. Врач прикрыла ей рот. Варя тащила к себе зареванную Раю, обдирая тело о колючую проволоку. Когда же у нее на руках оказалась окровавленная, но живая сестрёнка, Варя впервые за все дни почувствовала радость.»

«Стояла холодная осень. Четыре сестрёнки оказались в литовском городе Шауляй, в концентрационном лагере. Холод причинял обречённым людям на смерть настоящие муки: он коварно забирался под одежду, пронизывал до костей, и кажется, отнимал последние остатки жизни. Варя понимала, что они в своей рваной легкой одежде могут совсем окоченеть, и чтобы
согреться, крепко прижимались друг к другу.
Немцы не заботились о питании заключенных лагеря. Некоторые литовцы жалели обреченных, бросали картошку, хлеб. Немцы не запрещали этого. Множество рук протягивалось к колючей проволоке, чтобы заполучить хоть что-то из еды. Варя и Раиса бросались всем телом на землю, чтобы накрыть собой то, что падало на землю, и потом по кусочку раздавали малышам.
Удачей считалось, если доставалась хоть краюшка хлеба. Девочек перевозили из одного лагеря в другой, и каждый из них оставлял свою зарубку в их биографии. Как птицы, лишенные своего гнезда, так и они были лишены не только своего дома, но и родины. Они не знали, куда их везут и зачем. Впереди была кромешная тьма, а поезда увозили их все дальше и дальше. Каждый удар колес на стыках рельсов отзывался в голове Варьки, ей казалось, что они выбивали одно слово: «Навсегда! Навсегда! Навсегда!
«

Фото ВЭИМ