Плюсы и минусы туристического налога: что говорит бизнес в регионах
17.10.2024
В Санкт-Петербурге эксперимент по курортному налогу себя показал очень хорошо / Святослав Акимов
С 1 января 2025 года в России начнет действовать туристический налог. Сразу успокоим: никакой обязаловки нет — решение будут принимать местные депутаты. Если тот или иной муниципалитет откажется, посчитает, что это ему невыгодно, никого неволить не будут. Основное отличие от курортного сбора — налог будут брать не с туриста, а с отельера. Но не спешите радоваться. Эту сумму все равно с вас отыграют, включив в стоимость проживания, считают эксперты. Кто в итоге окажется в выгоде — выясняла «РГ».
Налоговая ставка на 2025 год может быть установлена в размере одного процента от стоимости проживания в гостинице, отеле или хостеле, но не менее 100 рублей в сутки. К примеру, номер в гостевом доме за день обойдется в 6000 рублей. Один процент от этой суммы равен 60 рублям, но в соответствии с законом минимальный размер налога будет 100 рублей. В дальнейшем ставка будет расти каждый год на один процент и остановится в 2029-м на пяти процентах. От ее уплаты освобождаются объекты размещения, чьи постояльцы — федеральные льготные категории: инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и участники спецоперации. При этом местные власти вправе расширять список своих льготников.
Основное отличие от курортного сбора — туристический налог будут брать не с туриста, а с отельера
В ряде регионов турналог заменит курортный сбор, эксперимент по которому закончится 31 декабря. Он уже работает в Санкт-Петербурге, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также на федеральной территории «Сириус». Кстати, в Северной столице этот эксперимент показал себя успешно. «В Петербурге рассчитывали собрать 350 миллионов рублей курортного сбора, а получили уже свыше 400 миллионов», — комментирует Алексей Мусакин, вице-президент Российского союза туриндустрии и Российской гостиничной ассоциации. — Деньги пошли в дело: в порядок приведут малые архитектурные формы и пляжи в Курортном районе, восстановят Московские ворота и другие объекты. Понятно, что для туриста и отеля всегда плохо, когда надо дополнительно платить. Но с точки зрения компенсации туристической нагрузки и формирования городской среды результат очевиден».
На Ставрополье в качестве эксперимента курортный сбор запустили еще раньше — в 2018 году — в Кисловодске, Пятигорске, Железноводске и Ессентуках. А летом 2023 года к ним добавились еще и Минводы. По словам министра туризма и оздоровительных курортов Ставрополья Андрея Толбатова, эффект от сбора также оказался больше, чем планировали. Все полученные деньги направляли на благоустройство общественных пространств курортных городов. С их помощью, к примеру, украсили парк «Цветник» в Пятигорске, а в Железноводске — парк имени Сергея Говорухина. Кроме того, построили летний кинотеатр на площадке рядом с гротом Дианы.
А в Калининграде не сомневаются: городу турналог нужен. «Это хорошая возможность для развития, поскольку налог является муниципальным и, соответственно, пойдет в местную казну», — отметил министр по культуре и туризму области Андрей Ермак.
Введение туристического налога уже утвердили депутаты гордумы Архангельска: со следующего года один «туристический процент» в бюджет будут платить все предприниматели, кто занимается гостиничным бизнесом. По прогнозам финансистов, от этой выручки бюджет Архангельска в следующем году может пополниться более чем на 6,3 миллиона рублей.
В Петрозаводске депутаты, приняв соответствующий закон, расширили список своих льготников — налог не будет касаться жителей республики, приезжающих в столицу Карелии по деловым вопросам, для посещения медицинских учреждений. Своих коллег поддержали и депутаты Сортавалы. Этот город часто посещают туристы, отсюда они отправляются по Ладожскому озеру на Валаам, а также на ретропоезде «Рускеальский экспресс» в Горный парк.
Однако в некоторых регионах введение турналога вызвало дискуссию. С просьбой не вводить новшество к властям обратилась Ассоциация профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области, так как это повысит фискальную нагрузку на небольших отельеров. Со своими коллегами согласны в Ассоциации туристских организаций Новосибирска (где данный законопроект только готовится к рассмотрению в Горсовете). «Этот налог будет выглядеть как НДС. Вырастет стоимость проживания», — подчеркнула директор ассоциации Светлана Фоменко.
Свое мнение выразил и Алексей Мусакин, вице-президент Российского союза туриндустрии и Российской гостиничной ассоциации, полагая, что от этой инициативы выиграют только бюджеты городов, но вовсе не туротрасль. «Раньше курортный сбор был целевым, деньги направлялись только на создание или поддержание туристической инфраструктуры. Налог же растворяется в общей налоговой массе. Для муниципалитетов это в принципе хорошая тема — они смогут починить, например, крышу детсада. Но это не «окрашенные» поступления на инфраструктуру для развития туризма». Мусакин также отметил, что если сегодня сбор в том же Петербурге должен платить каждый турист, то завтра налог будет вносить гостиница. Его сумма включается в счет за проживание. Однако это распространяется только на квалифицированные средства размещения.
Например, в Северной столице примерно 40% мест, где останавливаются туристы, не подпадает под действие налога. Это создает неравную конкуренцию. Можно предположить, что бабушки, стоящие у вокзала с картонными табличками «Сдам комнату», сделают приписку: «Без туристического налога».
Марина Ледяева,Юрий Прокопьев,Евгений Ракуль,Татьяна Сухановская,
Михаил Сухарев,Светлана Цыганкова