Категории Главная темаНовостиОбщество

«Безумные маневры» над Чжухаем. Наши самолеты поразили зрителей на авиасалоне Air China 2024

12.11.2024

фото: Игорь Черняк/РГ

В Чжухае жара под 30. Рыбацкая деревня, лишь в 1979 году получившая статус города, а сегодня 2,5-миллионный мегаполис, находящийся между Гонконгом и Макао, утопает в зелени. Многокилометровые тоннели и мосты, уходящие в море как в бесконечность, причудливые небоскребы и усаженные пальмами широкие проспекты с бесшумными электромобилями, услужливые роботы в отелях и устрицы по 100 рублей — Китай не устает поражать. Материал об этом публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

На церемонии открытия. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Авиасалон здесь проводится раз в два года с 1996-го. Но нынешний стал для России заметным событием — на авиавыставках в последнее время представители нашего авиапрома бывают нечасто. То ковид, то СВО. В Фарнборо, Ле Бурже, Берлин и прочие Сингапуры нас звать перестали, МАКС тоже пока откладывается, так что из крупных авиасалонов остается только китайский.

Управлявший Су-57 летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан пообщался с журналистами / Автор: Игорь Черняк

Из Москвы звонят: что там интересного? Отметил бы несколько моментов.

— Салон стал бенефисом двух новых самолетов. Это наш Су-57, впервые показанный за границей (не считая Сирии), и китайский J-35.

Су-57 здесь два. Построены в Комсомольске-на-Амуре. Это опытные образцы, разработанные с применением технологии стелс. Один с бортовым номером 054 прилетел сам и принимает участие в летной программе (как пишет китайская «Глобал таймс», русский летчик Сергей Богдан совершает на нем «безумные маневры»), другого привезли на «Руслане», он демонстрируется на стоянке. В релизах Су-57 имеет приставку «Э» (экспортный вариант). Желающим предлагают «покататься» на истребителе с применением технологии виртуальной реальности — на стенде ОАК установлен тренажер.

С пилотами Су-57 фотографируются как с кинозвездами. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Су-57 — машина серьезная. На вооружение поступила в 2019 году. Востребована в зоне СВО. Буквально нафарширована электроникой. К примеру, крылья и фюзеляж скрывают сразу несколько радиолокационных станций, что обеспечивает пилоту непрерывный контроль обстановки на 360 градусов. Его бортовая система способна отслеживать до 60 целей и одновременно обстреливать 16 из них. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, это единственный в мире истребитель, показавший эффективность в условиях противодействия комплексам «Патриот». По утверждениям наших конструкторов, самолет заметно выигрывает в сравнении с американским F-22 и «пингвином» F-35.

Солист «Иванушек International» Андрей Григорьев-Апполонов — в кабине Су-57 / Автор: 

Игорь Черняк

Фото: Игорь Черняк/ РГ

— Наши оборонщики рассматривают Airshow China как площадку для демонстрации целого ряда новинок от предприятий ОПК. В частности, как сообщил глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, в Чжухае впервые показаны новейшие управляемые ракеты и авиационные бомбы для самолетов 5-го поколения, а также противокорабельная и модульная управляемые ракеты для боевого вертолета Ка-52 и ряд других образцов военной техники и вооружений.

Авиатехник Панков на фоне своей машины. Фото: Игорь Черняк/ РГ

— В Чжухае впервые за восемь лет появилась пилотажная группа «Русские витязи» — шесть истребителей Су-35С и один Су-30СМ. Специально для Airshow China наши летчики подготовили новую программу, изобилующую фигурами высшего пилотажа. Это групповая «петля Нестерова», косая петля в плотной «Пирамиде», двойной боевой разворот, перестроение в «Стрелу», петля в «Стреле», синхронные «Бочки», синхронный «Колокол», «Зеркало» и роспуск «Тюльпан». Выступление «Русских витязей» сопровождалось песней «Я русский». Видео вошло в топ китайских соцсетей. Зрители только охают.

«Русские Витязи» в ожидании выступления. Фото: Игорь Черняк/ РГ

— Впервые за полтора десятилетия в российской делегации нет Юрия Слюсаря — бывший гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации уехал в Ростов-на-Дону исполнять обязанности губернатора. Вместо него делегацию ОАК возглавляет Вадим Бадеха.

— Впервые за много лет на выставке нет «Боинга». Это как всемирный автосалон без «Мерседеса» (хотя и это уже не кажется невероятным). Крупнейший авиаконцерн мира переживает не лучшие времена, скандал следует за скандалом. Недавно вот, как сообщала «РГ», он закрыл отдел по вопросам глобального разнообразия, справедливости и инклюзивности, принимавший на работу ЛГБТ. Численность взятых в компанию после смерти Дж. Флойда чернокожих, лесбиянок и прочих меньшинств приближалась к 20%. Но бесконечные аварии, ошибки инженеров и провальные финансовые решения, принятые сотрудниками, набранными по квотам, привели к жутким результатам. От самолетов «Боинг» стали отказываться по всему миру, убытки исчисляются миллиардами. В общем, авиагиганту пока не до авиасалонов.

Защита от солнца. Фото: Игорь Черняк/ РГ

— Огромное внимание на Airshow China уделено беспилотникам. Их очень много и самых разных — впервые для них открыта отдельная площадка. Впечатляют дроны стратегические и грузовые. Например, W5000 размером с наш военно-транспортный Ан-26 и грузоподъемностью 5,5 тонны. Создан удивительно быстро — всего за три года. Причем, по утверждению китайских конструкторов, превосходит Ан-26 по дальности полета с полной загрузкой — 2600 км против 1100. Но главное — себестоимость доставки груза у «китайца» вдвое ниже. Еще потому, что W5000 — без экипажа, а у Ан-26 он до шести человек.

Фото: Игорь Черняк/ РГ

Вызывает интерес и дрон SS — массивный головной летательный аппарат, который может быстро выпускать рои дронов меньшего размера для сбора разведданных, а также нанесения ударов.

Вообще области применения китайцами беспилотников впечатляют. Они доставляют воду и еду туристам в труднодоступные места Китайской стены (надо только отсканировать QR-код, и заказ будет доставлен в течение 5 минут), тушат лесные пожары и обрабатывают поля от вредителей, катают детей над морем, сбивают сосульки с проводов ЛЭП, сообщают студентам о поступлении в университет и отчитывают «с небес» нарушителей ПДД.

Зрители используют Ил-76 как защиту от солнца. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Представлены и различные виды оружия против дронов. Есть микроволновое — мобильная система, устанавливаемая на грузовике и оснащенная инфракрасной и электрооптической камерами, а также вращающимся радаром, который обнаруживает цели, после чего они сбиваются. Другая технология — лазерная, эта система защиты отслеживает и нейтрализует боевые дроны на расстоянии более 1 км. Есть и другие варианты.

— Много роботов. Бегают где попало. Наибольший интерес у посетителей вызывают робоволки. Названы так, потому что способны действовать в составе стаи. Имеют камеры, сенсоры ночного видения и антенны для поддержания беспроводной связи на больших расстояниях. Бронированы для защиты от стрелкового оружия и осколков, оснащены РЭБ от ударов FPV-дронов. Обучены ходить рядом с людьми, преодолевать высокие препятствия и подниматься по лестницам на сложных участках и передвигаться по большинству типов местности. Каждый весит 70 кг. Робоволки умеют стрелять из разных видов оружия (на выбор по предустановке) — штурмовой винтовки, гранатомета или пулемета. Могут использоваться как «боевые мулы» или эвакуаторы. Эксперты спорят лишь, надолго ли хватит энергии заряда и боеприпасов.

Ведущие китайские компании имеют на салоне такие студии «за стеклом», откуда целый день ведут прямые репортажи. Фото: Игорь Черняк/ РГ

— В выставке участвуют 47 стран. Но западных журналистов практически нет. Организаторы подошли к аккредитации предельно жестко, так что работу салона освещают корреспонденты в подавляющем большинстве китайские, да немного наших. В этом смысле наши друзья из КНР самодостаточны.

На выставке не забыли и про космос. Фото: Игорь Черняк/ РГ

— На выставке весьма мощно выглядит Китай, показывающий весь спектр достижений в области авиации и космоса, плюс множество технологических новинок, включая аэротакси. Здесь можно увидеть даже образец грунта, собранного недавно на обратной стороне Луны.

Пожарные готовы к любому ЧП. Фото: Игорь Черняк/ РГ

На всякий случай на авиасалон привезли системы залпового огня, комплексы ПВО и бронетехнику, включая танки, в некоторых из которых электроники не меньше, чем в самолете. Когда только они успевают все это добро разрабатывать и строить.

Очередь выстроилась и к электронной системе обучения стрельбе, которая имитирует такие действия, как отдача при стрельбе боевыми патронами и перезарядка, и позволяет тренироваться на разных дистанциях. В итоге получилось как форум «Армия» в китайском исполнении.

Видеоролик на стенде ОАК рассказывается обо всех новых наших самолетах. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Но самую большую гордость хозяев вызывает J-35A, разработанный для конкуренции с американским истребителем 5-го поколения Lockheed Martin F-35. Его поступление на вооружение сделает Китай второй после США страной, имеющей два типа самолетов-невидимок — J-20 и J-35 против F-22 и F-35. Китайские эксперты утверждают, что по сравнению с американскими истребителями у их машин больше бомбовая нагрузка, вес и боевой радиус, а значит и преимущество в воздухе.

Тот самый китайский невидимка J-35. Макет. К летающему экземпляру близко не подпускают. Фото: Игорь Черняк/ РГ

«Выступление J-35 на этом авиашоу вряд ли даст слишком много информации о его возможностях, но тот факт, что НОАК достаточно уверена в себе, чтобы представить его сейчас, может быть признаком того, что высшее командование КНР считает, что проект скоро выйдет на финальные испытательные полеты», — цитируют эксперта по вооруженным силам Китая из Сингапурского Наньянского технологического университета Джеймс Чара западные информагентства.

Полеты транслируются и на большом экране. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Накануне авиасалона китайские СМИ сообщили, что совершил успешный испытательный полет и прототип сверхзвукового пассажирского самолета Yunxing. Сам лайнер должен подняться в небо в 2027 году, причем скорость его ожидается фантастической — 4900 км/ч, вдвое быстрее, чем у Ту-144 и «Конкорда». Такие вот дела.

Авиасалон продлится 5 дней.

Кстати

Вчера вечером в Чжухае случилось крупное ДТП — внедорожник на большой скорости врезался в толпу. Пишут о более 20 пострадавших. Водитель задержан, ему 62 года. Мотивы неизвестны. Но вопреки сообщениям некоторых российских СМИ, это ЧП произошло в другом районе Чжухая и с авиасалоном никак не связано.

Игорь Черняк