Урожая зерна в России точно хватит для внутренних потребностей
фото: Владимир Аносов/РГ
Урожай зерна в этом году хоть и будет существенно ниже, чем в прошлые два сезона, но однозначно собран достойный — самим хватит и на экспорт останется. Между тем несколько сезонов подряд наблюдается снижение технологичности агропрома. Кроме того, из-за низкой рентабельности аграрии теряют интерес к пшенице. Об этом президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский рассказал на пресс-конференции- пишет наш инфолрмационный партнёр «Российская газета».
По его словам, уборочная кампания близится к завершению — убрано 98% всех площадей. «Мы выходим на достаточно неплохой урожай в историческом разрезе. Этого достаточно, чтобы удовлетворить абсолютно все потребности внутреннего рынка. Всего лишь будет небольшое снижение экспортного потенциала», — считает эксперт.
РЗС прогнозирует урожай зерна на уровне 126 млн тонн (без учета новых регионов). Оценка минсельхоза — 130 млн тонн, но непонятно при этом, плюсует ли сюда ведомство результаты по новым регионам, говорит Злочевский. В прошлом году был получен второй в истории страны результат — почти 145 млн тонн зерна. При этом потребляем мы внутри страны 85-87 млн тонн.
В России съедается около 87 млн тонн зерна, а соберем мы в этом году 126 млн тонн
Экспорт зерновых из России по итогам агросезона в РЗС прогнозируют на уровне 56 млн тонн, в том числе 45 млн тонн пшеницы. Экспорт идет почти рекордными темпами. С начала сельхозсезона (1 июля) на 1 ноября 2024 года он составил 25,1 млн тонн — это 45% от прогнозных 56 млн тонн, экспорт пшеницы — 21,9 млн тонн (48,7%). Теперь вопрос — какую квоту на вывоз установит минсельхоз на вторую половину сезона (с февраля).
Средняя урожайность зерновых и зернобобовых в этом году оценивается в 27,6 ц/га (в прошлом году — 30,8 ц/га) — это примерно на уровне 2021 года, говорит Злочевский. Одна из причин снижения урожая — неблагоприятная погода. Весной случились возвратные заморозки, из-за чего было пересеяно 900 тыс. га. Но весенние заморозки случаются каждый год. Гораздо большее влияние оказала засуха. Также, по словам эксперта, третий сезон подряд идет снижение технологичности, что автоматом сказывается на урожайности.
Сейчас у нас происходит «революция» в селекции и семеноводстве. Квоты на импорт семян, которые были распределены вроде бы в достаточном объеме, оказались наполовину в руках компаний, которые никогда не занимались поставками этих семян. В результате они просто были недопоставлены. Альтернатива нашлась в виде отечественных семян. Но отечественная генетика по многим культурам пока недотягивает до иностранной, утверждает Злочевский. «Я ездил в разные хозяйства, смотрел на посеянные иностранные и наши отечественные семена. Видно невооруженным глазом, что при абсолютно одинаковых технологиях и затраченных ресурсах отечественная пока проигрывает», — отмечает он.
Сев озимых также близится к финалу — в ноябре, скорее всего, он будет закончен. И здесь тоже случится недосев — планируемых минсельхозом 19 млн га вряд ли удастся достичь, считает Злочевский. Во многих регионах озимые не успели взойти, поскольку сеяли в пыль из-за отсутствия влаги. И если посевы уйдут под снег, не успев взойти, они в таком же замороженном состоянии и останутся до весны.
Таким образом, фундамент будущего урожая ослабнет. Его можно компенсировать в какой-то степени яровым севом. Это возможно с учетом того, что экономика более-менее выправилась. Когда пшеница стоила 10-11 тыс. руб. за тонну, это был совсем убыток. Сейчас она подорожала до 13 тыс. руб. за тонну. И это уже хотя бы не убыток, несмотря на подросшую себе стоимость ресурсов, говорит Злочевский. «Но все равно экономика остается очень слабой», — считает он.
Минсельхоз объявил, что объем кредитов вырос на 7,6% в сравнении с прошлым годом. Но при этом стоимость ресурсов прибавила 15%.
Татьяна Карабут