Российские авиакомпании смогут нанимать самолеты с экипажами за рубежом
Дефицит кадров начал расти по мере восстановления авиаотрасли после пандемии. Российским авиакомпаниям не хватает, прежде всего, пилотов и инженерного персонала. / Татьяна Андреева/РГ
Российские авиакомпании в 2025 году могут получить возможность брать у иностранных перевозчиков самолеты в «мокрый» лизинг (вместе с экипажем. — Прим. «РГ») для международных рейсов, заявил замглавы Минтранса Владимир Потешкин. С сентября этого года механизм легализован для внутренних авиаперевозок — сообщает наш информационный партнёр «Российская газета».
Специалисты считают, что аренда иностранных самолетов вместе с экипажами поможет российским авиакомпаниям расширить парк судов, снизить издержки и восполнить дефицит пилотов. Открытым остается вопрос — многих ли зарубежных лизингодателей заинтересует это предложение? И речь не только о боязни попасть под санкции.
По словам замминистра Потешкина, в Минтрансе уже подготовили соответствующие поправки в Воздушный кодекс, чтобы «рынку дать возможность работать с этим направлением тоже». Ранее с инициативой внесения законодательных изменений, позволяющих брать самолеты в «мокрый» лизинг на внешних рынках, в ведомство обратился «Аэрофлот».
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов подтвердил «РГ», что о необходимости такого механизма говорят уже много лет.
На мировом рынке сейчас дефицит не только экипажей, но и воздушных судов. Спрос на перелеты растет, а производство самолетов отстает
«Безусловно, это полезный инструмент, но его нельзя назвать ключевым, который способен кардинально изменить рынок. Это просто один из способов эффективного управления флотом. Допустим, есть у авиакомпании избыток самолетов незагруженных, их можно не продавать, так как это достаточно сложная процедура перевода из одной компании в другую, а можно просто на несколько месяцев предоставить самолет с экипажем другой авиакомпании, у которой, например, в высокий сезон машин не хватает. Это удобно для обеих сторон», — отметил он. Это также позволяет перераспределять самолеты внутри групп компаний и оперативно управлять парком всей группы.
С международным «мокрым» лизингом предстоит еще решить ряд юридических вопросов.
«Закон сейчас разрабатывается, и требования к воздушным судам, ответственности сторон, экипажам должны быть установлены: квалификация, знание русского языка и так далее. Но, с другой стороны, эти требования должны быть такими, чтобы механизм в принципе мог работать», — считает Борисов.
В целом же «мокрый» лизинг должен помочь авиакомпаниям увеличить флот и снизить издержки. Это значит, что появится возможность и уменьшать цены на билеты, отметил эксперт.
Гендиректор консалтинговой компании «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко считает, что новый механизм может восполнить и нехватку экипажей.
«В России, как и во всем мире, не хватает прежде всего пилотов и инженерного персонала. Для нас дефицит персонала даже более критичен, поскольку у нас есть еще и проблемы с техникой», — отметила она.
Профицит авиаперсонала, по ее словам, наблюдался только во время коронавирусных ограничений, в постковидный же период рынок перевозок вырос во всех странах, что существенно увеличило и спрос на персонал. Некоторые авиакомпании, даже европейские, стали закрываться из-за нехватки пилотов.
«Международная ассоциация воздушного транспорта в своем докладе за этот год говорит о грядущем серьезном, одном из самых крупных, наверное, дефиците летного состава. Нас это тоже коснется, поэтому нужны любые решения, которые помогут авиакомпаниям, чтобы рост перевозок не останавливался, потому что он у нас растет и будет расти еще больше», — отметила эксперт.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев обратил внимание, что на мировом рынке сейчас дефицит не только экипажей, но и воздушных судов. После пандемии спрос на перевозки интенсивно восстанавливается, а производство самолетов отстает. В итоге авиакомпании вынуждены задерживать в эксплуатации суда предыдущего поколения и в целом испытывают дефицит провозных емкостей.
«В этой ситуации отправить самолеты, выражаясь образно, на заработки в Россию можно лишь в одном случае — с очень большой прибылью. Если заработать можно будет ощутимо больше. Сейчас такая ситуация, на мой взгляд, не сложилась», — считает эксперт.
Сложиться, по его мнению, она сможет, только если в России будет усиливаться дефицит самолетов, а на мировом рынке этот дефицит, наоборот, будет ослабевать, а также если доходная ставка для зарубежных авиакомпаний на российском рынке будет очень сильно увеличиваться. Кстати, вместе с ценами на билеты. Тогда иностранцам будет «гораздо интереснее смотреть на российский рынок жадными и голодными глазами».
«Если в 2025 году какая-то сделка по «мокрому» лизингу вдруг состоится, едва ли это станет весомым и массовым явлением. Сейчас, на мой взгляд, задача наших самолетостроителей заключается в том, чтобы нарастить производство отечественной авиатехники, тогда и вопрос с привлечением иностранных перевозчиков вообще не будет стоять», — считает Пантелеев.
Мария Кузнецова