Как будут поднимать затонувшие в Керченском проливе танкеры
фото: Владимир Аносов/РГ
Части потерпевших крушение при шторме танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» поднимут и утилизируют. Ответственность за это ложится на собственников судов, сообщил глава Минприроды России Александр Козлов. Однако, чтобы поднять со дна части танкеров и отбуксировать их, нужно провести масштабные работы с привлечением водолазов и других специалистов — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
По информации министерства транспорта РФ, собственник танкера «Волгонефть-239» уже подтвердил юридически, что берет ответственность за подъем и утилизацию судна. В воде находится только носовая часть танкера, основной же кусок, на котором находится и рубка, вынесло на мель в 80 метрах от берега Краснодарского края.
Как «РГ» пояснили в Росморречфлоте, каждые поисково-спасательные работы уникальны и план для них составляется исходя из конкретной ситуации. Естественно, главная задача обезопасить акваторию и берег от нефтепродуктов.
Четкий план работ составят после тщательного обследования затонувших частей судов. В порт Кавказ 25 декабря прибыло судно Морспасслужбы с управляемым подводным аппаратом, операторами и гидрографами на борту.
«Первоочередная задача специалистов — провести промеры рельефа дна, глубин и нанести на карты параметры затонувших судов. Этот сложный комплекс работ необходим, чтобы локализовать участки, опасные для навигации и подводных работ», — отметили в пресс-службе Росморречфлота.
Носовую часть «Волгонефть-239» нашли при помощи эхолота с борта водолазного судна. Носовую часть танкера «Волгонефть-212» также обнаружили во время водолазных спусков, она перевернулась и лежит на дне килем вниз. Позднее удалось найти и кормовую часть второго судна. На какой глубине лежат затонувшие останки танкеров пока не уточняют, но максимальная глубина в Керченском проливе составляет 18 метров.
В любом случае перед тем, как поднять и транспортировать затонувшие части со дна, предстоит купировать утечки и откачать остатки мазута.
«В Новороссийск уже доставили установку, с помощью которой будут откачивать мазут из затонувших частей танкеров. Это новая технология и новое оборудование, применяться в таком масштабе будет впервые. Специалисты уже собрали и подготовили установку на берегу, идут пусконаладочные работы», — отметили в Росморречфлоте.
О планах и сроках подъема затонувших частей танкеров ни в Минтрансе, ни в Росморречфлоте пока не говорят, так как время работ сильно зависит от обстановки на месте, в частности, от погоды. Сейчас в районе ЧС в Черном море бушует шторм и изучение дна, и водолазные спуски временно приостановили. Они возобновятся, как только обстановка станет безопасной для погружения, по регламенту, для этого волны должны быть менее 1,5 метров в высоту.
Справка «РГ»
В ноябре 2007 года произошло похожее крушение, и в Керченском проливе во время шторма, разломившись на две части, затонул танкер «Волгонефть-139». Поднять его носовую часть со дна и транспортировать в порт «Кавказ» смогли только спустя 9 месяцев — в августе 2008 года.
Сначала с затонувшей части судна выкачивали мазут, его оставалось всего 30 тонн, остальное содержимое танков вытекло в море. После этого нос танкера приподняли (он находился на глубине всего 8 метров) и при помощи морских буксиров «Залив» и «Капитан Задорожный» транспортировали в порт.
Михаил Сухарев (Краснодарский край)