16 сентября Волгодонск отмечает самую скорбную дату в своей истории. 26 лет назад, в 1999 году, возле дома по Октябрьскому шоссе, 35 взорвался начиненный тротилом грузовик. Взрывной волной был разрушен фасад в двух блок-секциях девятиэтажки, обрушились перекрытия и лестничные проемы. В общей сложности было повреждено 37 домов в двух микрорайонах и 15 социальных объектов. Погибли 19 человек, в том числе, двое детей, 89 были ранены. Всего, по официальным данным, пострадавшими в результате теракта были признаны свыше 15 тысяч горожан.



5.56: именно в это время до сих пор просыпаются многие из тех, кто уцелел при взрыве. И сегодня ранним утром к мемориалу жертвам теракта в Волгодонске принесли цветы первые лица города, депутаты, руководители предприятий, сотрудники МЧС, общественники и, конечно, пострадавшие. Больше нет того дома по Октябрьскому шоссе – он был разобран, на его месте теперь многоэтажка с другим адресом. Давно установлены виновные в жуткой трагедии – одни были ликвидированы во время контртеррористических операций, другие получили пожизненные сроки. Но роковой сентябрь навсегда останется в памяти горожан. Его не вырвать из сердца, не стереть временем. Те, кто жил рядом с эпицентром взрыва, до сих пор пожинают его последствия – навсегда потеряно здоровье, сломана психика. И до сих пор они задаются одним-единственным вопросом: «За что?».



Председатель РОО «Волга-Дон» Ирина Халай, которая объединила под крылом общественной организации пострадавших от теракта, сегодня – автор и координатор многих значимых проектов. Ее соратники помогают пожилым, учат «особенных детей» жить в социуме, поддерживают наших бойцов на СВО, а еще – обучают навыкам выживания в чрезвычайных ситуациях. И много лет подряд пытаются добиться правовой справедливости – официально, на федеральном уровне принять закон о статусе жертв терактов. Ведь они продолжаются. К печальному списку погибших 26 лет назад в прошлом году прибавились сестры Анна и Татьяна Макарские. Волгодончанки пережили взрыв 1999-го, но злой рок настиг их в московском «Крокус-сити» на концерте группы «Пикник», когда террористы совершили очередное злодеяние.


— Закон о статусе жертв терактов в стране был остро необходим еще в те годы, а сегодня, когда идет спецоперация, множество пострадавших в новых территориях, постоянно происходят удары в приграничных районах, проблема приобретает особую актуальность, — считает Ирина Халай. – Главное, что мы продолжаем отстаивать – официально признать статус пострадавших от терактов и дать им право на медицинскую реабилитацию за счет государства. Ведь простые люди не виноваты, что стали жертвами террористических атак и оказались, как говорится, не в том месте и не в то время. Мы говорим: «Теракт в Волгодонске», признаем, что он был. А в справках, которые мы получили, значится: «Несчастный случай в быту». Такое двоемыслие, которое жертв теракта, грубо говоря, приравнивает к пациентам травмпункта, получивших переломы от падения в собственной ванной или с лестницы на даче, просто убивает. Рано или поздно в этой проблеме должна быть поставлена точка.
































