Сейчас цена на один и тот же товар может существенно различаться при разных способах оплаты. / Сергей Михеев
В Ozon и WB заявили о готовности сотрудничать со всеми желающими банками
Банк России окончательно определился с позицией по поводу спорной практики двойных цен и скидок в зависимости от способа оплаты на маркетплейсах. Резко против этого высказались крупные банки: они недовольны, что за счет привилегий на своих материнских платформах собственные банки маркетплейсов бурно растут и забирают с рынка клиентов — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
К обвинениям в нечестной конкуренции накануне добавилось еще одно: маркетплейсы якобы недоплатили целых 1,5 трлн рублей налогов в 2025 году, считает Герман Греф. Банкир напомнил, что в некоторых странах маркетплейсам вообще запрещено иметь свои финансовые организации. А в России — можно, и это создает многим проблемы. «То есть вот скидки все, которые они дают, это вообще-то за наш с вами счет», — отметил он.
Конкуренция должна быть справедливой, ответила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. «То, что выглядит на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, это отражение изменения характера конкуренции, причем системное. Все согласны (и банки, и маркетплейсы), что должна быть справедливая конкуренция. А вот что такое добросовестная справедливая конкуренция — это мы вместе с участниками рынка и правительством обсуждаем. Но в чем у меня позиция однозначно определилась — я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается», — высказалась глава регулятора.
По словам Эльвиры Набиуллиной, именно цена продукта или услуги во многом определяет выбор потребителя. А если ценой манипулируют через способы оплаты, то государству становится «очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений». Поэтому работу маркетплейсов можно и нужно отрегулировать.
«Надо начать с запретов практик, которые явно нарушают конкурентную среду, в том числе использование разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется. Это уже одну часть проблемы уберет. Думаю, что с развитием платформенной экономики таких вопросов будет вставать все больше и больше. Это не значит, что мы сейчас можем отрегулировать однозначно, надолго. Придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции для разных участников», — сказала Набиуллина.
В пресс-службе ЦБ в дополнение к словам Набиуллиной пояснили, что Банк России никогда не выступал против скидок на платформах как таковых. «Напротив, мы считаем справедливым, чтобы покупатель мог получать скидки и бонусы не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков. У покупателя должен быть выбор — в этом суть наших предложений, а не в ограничении скидок. Другие банки тоже могли бы давать скидки по своим картам, конкурировать за клиента на платформе, но сейчас по факту далеко не всегда могут это делать», — рассказали в ЦБ.
Регулятор убежден, что скидки и бонусы должны оставаться на уровне взаимодействия банка и клиента, но при этом цена товара на маркетплейсе не должна зависеть от того, какой картой платит клиент.
«Ведь платформы, по сути, выполняют роль инфраструктуры, они должны соблюдать равноудаленность. А банки должны конкурировать на равных. Тогда скидок будет больше, потребители от этого выиграют. И мы открыто обсуждаем эти вопросы, в том числе с участниками финансового рынка, представителями платформ и правительством», — отметила пресс-служба Банка России.
В Госдуме и Совете Федерации двумя руками поддерживают равный доступ к маркетплейсам для продавцов и покупателей, и тоже хотели бы урегулировать ситуацию не в ущерб для потребителей. «Важно сделать так, чтобы специальные условия и скидки, которые давали выгоду гражданам, сохранились. Если это не учесть, люди столкнутся с фактическим ростом цен. В результате условия будут одинаково невыгодными для покупателей», — заявил «РГ» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
«Должен быть для всех прозрачный и равный доступ к маркетплейсам, это самое важное. Если сами игроки рынка не будут это делать, мы им поможем. Но они говорят, что готовы», — сказал зампред Совфеда Николай Журавлев, курирующий финансовый рынок и экономическую политику.
Со своей стороны, гендиректор Ozon Fintech Ваэ Овасапян напомнил и банкирам, и чиновникам, что «люди хотят низких цен», а маркетплейсы просто идут им навстречу в рамках нормальной рыночной конкуренции. «Озон» готов пойти навстречу и недовольным банкам тоже.
«Мы первыми объявили о том, что наша программа лояльности, которая называется «зеленые цены», теперь доступна всем банкам России. После того, как они к нам подключатся, при оплате через эти банки у клиентов будут те же самые скидки, и никакой дискриминации не будет», — пообещал Овасапян.
То, что маркетплейсы готовы договариваться о сотрудничестве со всеми желающими банками «без насильственных действий со стороны государства», подтвердил и директор по связям с госорганами объединенной компании Wildberries & Russ Евгений Этин. Главное, чтобы все было по справедливости, подчеркнули в WB. А предложения по ограничению скидок на маркетплейсах назвали «абсурдными».
Что касается обвинений в неуплате налогов, то все участники Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входит в том числе Wildberries, являются добросовестными налогоплательщиками, заявил президент АКИТ Артем Соколов. К вопросу о скидах он посоветовал подойти взвешенно и проработать его с экспертами, а не рубить сгоряча.
Между тем практика двойных цен привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. В ведомстве сообщили, что анализируют работу онлайн-площадок и применят антимонопольные меры, если найдут нарушения.
Сергей Болотов
































