Вокруг ипподрома, словно символ неотвратимости урбанизации, возвышаются разномастные жилые многоэтажки / Евгений Ракуль/РГ
Как доживает свой век отданный под застройку ростовский ипподром
Ростовский ипподром официально закрыт. С конца ноября все сотрудники единственного на Дону ипподрома уволены, а его собственник ввел на его территории пропускной режим — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
По неофициальной договоренности животных пока не трогают, но хозяин этого объекта может выставить всех за порог в любой момент. Земля ипподрома отдана под застройку. Это намерение встретило сопротивление как со стороны самих конников, так и властей региона.
— Это еще не конец, мы еще поборемся в судах… чтоб их там всех… — эмоционально восклицает Ольга Полевик, тренер со стажем, которая уже 50 лет работает на ипподроме. Она употребляет очень крепкие слова для описания ситуации. — Вы меня извините, мы, конники, народ горячий. То, что происходит в последние годы с нашим достоянием, иначе как намеренным развалом назвать нельзя!
Ранним утром на ипподроме легкий туман. Скаковой круг похож на перепаханное поле из смеси земли и песка, в центре растет зеленая травка, мокрая от росы. Большая редкость для начала зимы. Возле хозчасти сиротливо доживают свой век старые тракторы с плугом и с ковшами. Работы у них в последние месяцы совсем нет. По беговому кругу на лошадях нарезают круги жокеи. Пахнет мокрой землей, травой и немного навозом.
А вокруг ипподрома, словно символ неотвратимости урбанизации, возвышаются разномастные жилые многоэтажки. Они уже нависают прямо над полем, обступая этот островок рукотворной природы полукругом.
В конюшнях — тренеры, владельцы, кошки и старый чайник на входе. Все обсуждают новое уведомление от ООО «Малюгина 2» (новое юрлицо, которое собственник создал вместо «Ростовского ипподрома»).
«Напоминаем, что с 29 ноября у вас отсутствуют основания для пользования помещениями… На объекте вводится пропускной режим… С 8 по 12 декабря будут осуществляться работы по дезинфекции… Доступ к лошадям — только при наличии паспорта на животное, сертификата на корм, графика тренировок и кормления», — написано в документе за подписью гендиректора Л. М. Киладзе.
— Кому мы должны докладывать, когда кормим своих лошадей? — возмущаются конники.
Новый собственник ситуацию не комментирует.
Ростовский ипподром существует в городе с 1902 года. Свой расцвет он пережил в 1980-е годы прошлого века. Тогда же прошла реконструкция трибун, а территория для размещения зрителей расширена почти до всей длины дорожки. Появились и новые конюшни. Весь комплекс был и остается крупнейшим на юге. Длина скакового круга — почти 2 тысячи метров — больше, чем в Пятигорске, Краснодаре или в Грозном.
— У нас здесь складывались династии семейные, — говорит невысокого роста женщина в камуфляжном костюме. — Сейчас все хотят угробить. Если мы отсюда уйдем — и единственный в Ростовской области ипподром потеряем, и новый не получим.
Зовут ее Раиса Хижнякова, она пришла на ипподром работать в 1998 году из любви к лошадям. Отец ее из кубанских казаков. Муж — мастер-жокей и тренер. Познакомились они на ипподроме, а теперь живут и работают вместе.
Свой «серебряный век» ипподром пережил в середине 2000-х. В 2007 году здесь прошли соревнования на приз Президента России, на которых присутствовал лично Владимир Путин, а также главы ряда иностранных государств.
— Вот здесь шатер стоял, в котором сидели высокие гости, — Ольга показывает рукой на площадку перед трибуной. Она помнит об этом событии все до мельчайших подробностей, как будто оно было вчера. Затем мы идем к лошадям. Она кормит вороного Тошу — победителя престижных скачек — и трехлетнего Монацида с Донского конного завода:
— Вот куда теперь этих красавцев? — спрашивает она. — Ведь лошадь без ипподрома не может, здесь ведь постоянно проводятся их испытания. Это как спортсмен без систематических занятий — он просто захиреет. На колбасу таких красавцев жалко. Один такой конь от 1 миллиона и выше сейчас стоит.
По ее словам, несмотря на кратковременный всплеск интереса к нему властей, ипподром постепенно приходил в упадок. Еще в 2001 году огромное предприятие обанкротили якобы за долг в 37 тысяч рублей перед водоканалом. Тогда новый собственник (агропромышленное предприятие «Юг Руси») пообещал, что на левом берегу Дона будет новый ипподром. Еще лучше прежнего — на 130 гектарах, с гостиницей и школой верховой езды. Но проект так и остался проектом, а сейчас недалеко от места, которое хотели выделить, уже строят новые жилые дома. Постепенно закрыли прокат, сократили персонал. Сезон 2025 года вообще прошел без зрителей. Ипподром вместе с различными хозпостройками, конюшней и манежем пришел в негодность. Все это сейчас выглядит так, будто никогда не ремонтировалось.
— Раньше приходили по десять тысяч человек, было по 17 скачек в день. Сейчас — два раза в месяц. Голов лошадей — 50, а в лучшие годы — до 600, — вздыхает Раиса Хижнякова.
Что будет дальше, конники не знают. Да в общем, конники не против и переехать на другой ипподром, если таковой когда-нибудь построят. Все-таки казачий Дон — родина многих пород лошадей. Поэтому без ипподрома никак нельзя. Но пока они твердо намерены стоять до конца и не отдавать то, что есть.
— Если придется, будем ночевать здесь, сядем верхом на коней и пойдем по городу, — не дадим молча … (угробить) ипподром! — Ольга Михайловна снова употребляет крепкое слово, но из ее уст это звучит даже не как угроза, а как уведомление о намерениях. Конники — народ горячий.
Справка «РГ»
Ростовский ипподром основан в 1902 году. На протяжении XX века был центром коневодства, местом проведения скачек, подготовки жокеев и развития спортивных династий. В 2000-х земля перешла в частные руки — сначала к компании из структуры «Юга Руси», а в 2024 году — к «Элиас Групп» (включает застройщика «Неометрию», Краснодар).
Между тем
Прокуратура Ростовской области выявила нарушение со стороны регионального комитета по охране ОКН. В 2021 году ипподрому неправомерно отказали во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, несмотря на экспертное заключение ГАУК «Донское наследие» о его историко-культурной ценности.
В ноябре 2025 года ведомство внесло представление комитету с требованием устранить нарушение в 30-дневный срок (истекает 10 декабря). Также установлено, что в 2001 году ипподром не проходил процедуру приватизации, а был реализован на торгах в рамках банкротства.
Власти в лице губернатора региона Юрия Слюсаря пообещали не допустить «безликой застройки», а также объявили, что на 18 из 28 гектарах ипподрома планируется создать парк. Однако юридический статус участка пока не изменен — и судьба ипподрома остается неопределенной. Также, как и строительство нового объекта.
Евгений Ракуль
































