Если видишь на картине… Журналист «Волгодонской правды» побывала в музее на выставке «Впечатления навсегда»
Корреспондент «Волгодонской правды» Нина Егорова побывала эколого-истрическом музее на выставке «Впечатления навсегда» и делится с читателя своими впечатлениями.
В новой экспозиции Волгодонского эколого-исторического музея представлено более 50 пейзажей и натюрмортов — работы известных художников, которые либо жили в Волгодонске, либо их судьбы так или иначе были связаны с нашим городом. Благодаря стараниям сотрудников музея, в этой, казалось бы небольшой выставке вниманию ценителей искусства представлены работы многих авторов, выполненные в разнообразных техниках и видах этого жанра. Здесь и архитектурный, и речной, и деревенский пейзажи, природа во всей ее красе. Натюрморты и с предметами, и с букетами…
Наш музей имеет возможность очень часто экспонировать произведения известных художников. В его фондах хранится более девяти тысяч различных видов произведений искусства. Но почему именно пейзаж и натюрморт были выбраны сегодня «героями дня»?
Существует мнение, что именно в этих жанрах лучше всего раскрывается мастерство художника, его внутренний мир. Французский поэт и художник Поль Валери был уверен, что«живопись позволяет видеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью». И вот эту любовь, переданную художниками с величайшим мастерством и чувством, каждому посетителю дарит выставка «Впечатления навсегда».
Старший научный сотрудник музея ЕленаКуричева как всегда увлекательно провела экскурсию по выставке, рассказывая о произведениях уникальных художников и о них самих, чутко и поэтично раскрывая замысел, который каждый мастер вложил в свою работу.
Большое число представленных в экспозиции картин принадлежит кисти признанного мастера света и тени Ивана Андреевича Язева. Интересна судьба этого донского мальчишки,уроженца станицы Романовской, ставшего впоследствии знаменитым. В 1948 году он был принят в члены Московского отделения Союза художников СССР. По долгу службы он побывал практически во всех уголках необъятной страны, которая тогда называлась СССР! Отовсюду привозил он свои впечатления – картины. Благодаря его умению замечать прекрасное, мы можем не выходя из зала музея любоваться красотами Крыма, пейзажами Грузии, Армении, Киргизии, с трепетом узнавать родные донские степи… А как интересны его натюрморты! Несмотря на то, что в переводе с французского натюрморт означает «неживая природа», у Ивана Язева они словно живут! «Студенческий завтрак» — смотрим, и воспоминания тут же переносят нас в нашу студенческую юность, ну а «Дары Дона» — в сегодняшнюю реальность – так реалистичны, объемны эти замечательные вяленые лещи, так призывно-прохладно манит запотевший бочок кружки с янтарным пивом!
А рядом, совсем другие, полные метафизического, философского смысла пейзажи совсем недавно ушедшего из жизни члена Союза художников России Александра Леонтьевича Неумывакина. Необычные, интересные тона, тонкие, извилистые линии. Казалось, бы да нет на Дону такой природы, но приглядевшись, вдруг ощущаешь дуновение ветра, течение реки и понимаешь – она есть! Где-то в заповедных местах, в потаенных уголках человеческих душ, ищущих кто бури, кто – умиротворения…
Символична в этом плане картина Александра Леонтьевича «Тропинка». Теряясь вдали, неспешно и нешироко петляет протоптанная сотнями ног дорожка среди тонко извивающихся деревьев и кустов, оврагов и холмов. Куда приведет она? У каждого – свой ответ.
Особую историю имеет картина «Зима», авторства заслуженного художника России, профессора Южного Федерального университета, члена-корреспондента Российской академии художеств Бориса Петровича Бельмасова. Рожденный в 1940 году, к 1970, он окончил Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры имени И.Е. Репина. «Зима» попала в Волгодонский эколого-исторический музей в 1978 году, но в очень плохом состоянии. Отсутствовали кромки, наблюдалось расслоение красочного слоя, да и вся поверхность была сильно загрязнена. Видимо, тогда кто-то без особого «пиетета» отнесся к первым студенческим работам будущего Мастера. Лишь в 1990 году удалось отправить картину на реставрацию в Русский музей. Сегодня, глядя на эту работу, даже не искушенный в живописи человек сразу понимает, что она вышла из-под кисти по настоящему талантливого художника!
Поклонников творчества заслуженного художника России, родоначальника школы «Донская эмаль», действительного члена Российской Академии художеств Георгия Ивановича Лиховида выставка «Впечатления навсегда» может порадовать пятью работами. Среди них «Натюрморт в сером», «Ферапонтов монастырь», «Старый замок», «Кот», «Кактусы». Картины заставляют нас напрягать воображение, вызывать эмоции, образы…
А сколько рек изображено на экспонируемых полотнах! Вода всегда привлекает своим движением, глубиной, тайной, настроением. Например, на картине Александра Федоровича Костенко «Оттепель» — вода в реке темная, осязаемо холодная, какой она бывает в конце зимы. Но уже заметно, как пробуждается ото сна природа, готовясь к встрече весны.
Совсем другая, нежащаяся в лучах заходящего теплого, летнего солнца река — в работе Анатолия Григорьевича Ковалева «Теплый вечер». Так и хочется опустить руку в эти нежные, теплые струи воды….
Широк и величав Дон на картине Петра Сергеевича Куркина «Виноградники Цимлянска». Зрителю не до виноградников – за счет воздушной перспективы отражающихся в воде облаков – река кажется огромной, глубокой, заполняет собой всю картину. Безбрежна, светла и безмятежна река, увиденная и запечатленная Владимиром Ивановичем Бегма. На ее пологий берег приехали казаки напоить своих верных коней. Тиха и спокойна водная гладь…. Но словно предвестники будущих тревог, реют над ней, крича и хлопая крыльями десятки потревоженных чаек…
Любите букеты цветов? К радости ваших глаз — картины члена Союза художников России Юрия Николаевича Падалки и члена творческого совета Союза художников России Романа Халиулловича Биляева. Да, они разные. Работы Падалки следует смотреть издалека – тогда его крупные, отрывистые мазки чудесным образом превращаются в изящные полевые цветы, восторгающие своей наивной красотой. У Биляева – каждый цветочек виден изначально — прописан четко, ясно и прекрасен своей тонкой реалистичностью.
Уверена, каждый, посетивший выставку «Впечатления навсегда», обязательно унесет отсюда свои, только ему близкие впечатления. Возможно, с кем-то из художников «подружится», ощутив духовную близость в восприятии мира, цвета, жанра.А с кем-то и «поспорит». Но в любом случае, ощутит вкус жизни, оценив неувядаемую красоту окружающей нас природы и неиссякаемый талант наших земляков.
Фото автора