Почему в самолете даже близкие родственники вынуждены платить, чтобы сидеть рядом
фото:iStock
Для одного моего знакомого, не очень искушенного туриста, стало полной неожиданностью, когда на недавнем рейсе Москва — Сочи его попросили доплатить две тысячи за то, чтобы можно было сесть с женой рядом. Иначе электронная система «рассаживала» их, близких родственников с одной и той же фамилией, в разные концы борта. Сам билет стоил три тысячи, поэтому доплата в две трети от его стоимости показалась паре явным перебором. Они заплатили 300 рублей, выбрав места, через проход, в шаге друг от друга — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Те, кто путешествует регулярно, знают, что политика большинства перевозчиков умышленно строится таким образом, чтобы продать вместе со стандартным билетом как можно больше дополнительных «опций» — возможность получить обед на борту, выбрать место, где можно вытянуть ноги, провезти багаж сверх нормы и т.д. К этому же относится и такая оплачиваемая услуга-привилегия, как сидеть рядом с родственниками или друзьями. Вот она и вызывает у пассажиров больше всего вопросов и эмоций. Ведь одно дело — заплатить за багаж или возможность сидеть у иллюминатора. И совсем другое, когда даже дети-подростки могут получить место за несколько рядов от родителей, если загодя не доплатить.
«РГ» провела клиентский опрос ряда авиаперевозчиков, чтобы выяснить, какая политика у них действует по отношению к пассажирам родственникам. По «легенде» рейсом Москва-Сочи намеревается полететь семья — двое родителей и сын 15-ти лет. И конечно, все «мы» хотели бы сидеть вместе.
В «Уральских авиалиниях» сообщили, что дешевле всего будет, если мы выберем себе три места рядом при электронной регистрации билетов. Эта услуга стоит 299 рублей за каждое место. То есть регистрируем сначала «папу», потом «маму», затем «сына». Итого: 897 рублей.
— В аэропорту, меньше чем за сутки до вылета, эта же услуга будет стоить 2000 рублей за каждого. То есть 6000 рублей. Нет, вам, конечно, могут пойти навстречу и разрешить лететь всем рядом бесплатно, но не факт, что такие места будут, так что лучше доплатить сразу, — предостерегли в компании.
При этом там успокоили, что детей до 12 лет все-таки размещают с родителями бесплатно, даже если электронная система выбрала для них места в разных отсеках салона. Эх, жалко, что наш «сын» уже вырос…
Примерно такие уже условия существуют и в компании S7. Выбрать место при электронной регистрации стоит 300 рублей. Благо, детей до 11 лет и инвалидов это правило не касается. Если выбранное место находится сразу за местами бизнес-класса, где, как известно, больше места для ног, то оно обойдется в 1000 рублей за одного.
Счастливые участники специальных программ компании могут выбрать место бесплатно.
У компании «Ямал» более избирательная политика.
— Все зависит от того, когда именно летит ваша семья и какая модель у самолета, — сообщили «РГ». — Борт может быть полностью загружен, и тогда посадить рядом даже близких родственников возможности мало, а иногда посадка неполная, а значит, и стоимость выбора места будет невелика. В среднем выбрать место у нас стоит 435 рублей. Но при этом доплатить нужно только за двоих, а не за всю семью. Одно место обойдется вам даром. Если место повышенной комфортности, у окна, например, то услуга обойдется в 1250 рублей. На семью получится 2500. При обращении в аэропорту, естественно, будет дороже.
В «Аэрофлоте» средняя цена выбора места, неважно для кого, для друзей или детей, — 500-600 рублей. Но тоже все зависит от того, каким именно бортом вы летите и в какой день. Иногда эта услуга может обойтись и в 300 рублей. Место повышенной комфортности у компании стоит 1500 рублей.
Законна ли такая практика авиакомпаний и можно ли пожаловаться на нарушение прав потребителей в Роспотребнадзор, если членов одной семьи в салоне рассадили?
— Теоретически да, — говорит авиаюрист Евгений Токарев. — Но практического результата это не принесет. По закону перевозчики не обязаны размещать двух дееспособных членов семьи рядом. В некоторых случаях, когда самолет загружен, бывает и невозможно это сделать. Конечно, такая система дает возможность компаниям заработать, особенно лоукостерам. Но тут, как говорится, ничего личного — только бизнес. Звучали предложения рассаживать членов одной семьи рядом для безопасности полетов, ведь в случае нештатных ситуаций родственники начинают искать друг друга и могут мешать эвакуации, но пока это не стало весомым аргументом для изменения законодательства.
Комментарий
Анна Дьячкова, доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета:
— Вступает ли экономическая модель, которую выстроили перевозчики с этическими нормами? На мой взгляд, нет. Все-таки маленькие дети могут на борту сидеть вместе с родителями, имеют возможность бесплатно выбрать место инвалиды.
А в остальном авиабизнес, по сути, продает единицу блага, возможность перелета, по одной цене, а за дополнительные условия или сервис потребитель платит отдельно. Нас же не смущает, к примеру, что телефоны и зарядники продаются отдельно. Мы знаем, что, покупая машину, должны будем заплатить за ее комплектацию, причем часто это чуть ли не треть стоимости авто. Да, неприятно, но что поделаешь. В экономике это называется связанные продажи. Здесь маркетинговая уловка: цена самого товара привлекательна. Покупка совершается. Но чтобы получить больше полезных свойств от товара или услуги, придется доплатить.
Адепты советской экономики, размышляя на этот счет, конечно, ругают капитализм за его меркантильность. Но нужно отметить, что отдельные компании, напротив, выстраивают свою политику на лояльности к клиентам, они обязательно постараются посадить родственников и друзей вместе, рассчитывая на то, что те и в следующий раз предпочтут эту компанию другим. А уж какая стратегия и тактика выгоднее, решают сами перевозчики.