Рост цен на топливо и дорогие кредиты осложнили уборку урожая
Урожай зерна в России в этом году обещает быть околорекордным. Но угроза потерять часть вполне реальна. Основными рисками для аграриев сейчас являются резкий рост цен на топливо, сельхозтехнику, а также недоступность льготных кредитов — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
«Сейчас фермеры, руководители сельхозпредприятий, механизаторы вынуждены канистрами покупать топливо на автозаправках, где оно дешевле практически в два раза, но возможности закупать ГСМ оптом нет», — рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе правительственного часа с участием министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.
Он отметил, что цены на топливо с января поднялись на 60%, только в августе — почти на 20%. При этом производство дизтоплива в стране с начала года выросло на 6,8%, а для АПК требуется всего 3,5% от общего объема производства. То есть дефицита по определению не должно возникать.
Такая ситуация может спровоцировать рост цен на продовольствие, опасаются депутаты. Этого допустить нельзя. Вячеслав Володин подчеркнул, что сейчас АПК — «одна из самых высокоэффективных отраслей». Она не только обеспечивает продовольственную безопасность, но и приносит огромную прибыль государству. «Сегодня экспорт продовольствия занимает второе место, вдумайтесь, такого никогда не было, после топливо-энергетических товаров», — отметил он.
По словам Дмитрия Патрушева, ситуация с топливом в последнее время улучшается, однако еще требует повышенного внимания.
Уборка еще идет, но уже понятно, что точно будет собрано 130 млн тонн зерна. Это позволит сполна обеспечить внутренний рынок
Другая проблема — приостановка выдачи льготных кредитов (до 5% годовых). Для аграриев они были спасением, но с повышением ключевой ставки ЦБ расходы государства на компенсацию банкам резко возросли. Однако, по словам Патрушева, удалось с Минфином определить источники дополнительного финансирования, и выдача льготных кредитов должна возобновиться уже к концу сентября этого года. По словам министра, в 2023 году, еще до момента приостановки, была одобрена выдача почти 644 млрд руб.
По этой же причине, из-за повышения ключевой ставки, была приостановлена и выдача льготной сельской ипотеки (под 3%). Но и здесь удалось найти решение, чтобы возобновить выдачу кредитов с 2024 года. «Будем выдавать сельскую ипотеку, пока не такими большими объемами, как это было раньше, но тем не менее небольшие выдачи по сельской ипотеке будут», — сообщил Патрушев.
Депутаты также указали на рост цен и, соответственно, снижение спроса на сельхозтехнику. Патрушев признал, что стоимость импортных машин стала почти запретительной.
Между тем российские аграрии уже собрали больше 123 млн тонн зерна. Уборка еще идет. Но уже очевидно, что 130 млн тонн, которые обозначил президент России, будут точно собраны, оценил министр. По его словам, это позволит сполна обеспечить внутренний рынок, а также поставить за рубеж в текущем сезоне до 60 млн тонн зерновых.
С начала года Россия уже экспортировала продукции АПК на 31 млрд долларов. По прогнозам министра, по итогам года Россия сохранит статус нетто-экспортера агропродукции (когда экспорт больше импорта). Поставки продовольствия все больше переориентируются на дружественные страны — на их долю приходится 87% всего агроэкспорта РФ.
Между тем
Кабмин в течение ближайших нескольких дней примет радикальное решение для преодоления топливного кризиса, сообщил первый замминистра энергетики Павел Сорокин на правительственном часе в Госдуме. По его словам, причинами роста цен на заправках стала девальвация рубля, которая сделала экспорт товаров самым привлекательным видом экономической деятельности.
Свою роль также сыграли внешние факторы, рост цен на нефтепродукты и дефицит дизельного топлива в Европе, отметил он. Сейчас минэнерго и ФАС стараются создать переизбыток товаров на бирже, чтобы снизить цены внутри России. Но пока это снизило биржевые цены на дизель только на 1,7%.
Среди необходимых мер для сдерживания цен первый замминистра назвал борьбу с серым экспертом, то есть поставками за границу топлива, которое изначально было отгружено для внутреннего рынка. «Разница в цене между внутренним и внешним рынком 20 тысяч рублей за тонну. Это стимул для серых экспортеров», — сказал он.
Подготовил Сергей Тихонов