Атомная эпопея Волгодонска
На встречах с жителями Дона, журналистами мне часто задают вопрос, какими судьбами такое крупное и технически сложное предприятие, как завод «Атоммаш», начали строить в сравнительно небольшом Волгодонске с населением в тридцать тысяч жителей. У меня, коренного жителя Донского края и бывшего руководителя Волгодонска и Ростова-на-Дону, такие вопросы вызывают особые чувства гордости и морального удовлетворения. Гордость за ветеранов, чей созидательный труд почитается и не забывается. Моральное удовлетворение за молодежь, которая правильно понимает общественную значимость этого труда.В 60-Е ГОДЫ я работал на Новочеркасском электровозостроительном заводе. После известных событий 1962 года был избран секретарем партийного комитета предприятия, кстати, на правах райкома. Эта должность вошла в номенклатуру Центрального комитета КПСС. А я попал в резерв кандидатов на выдвижение Ростовского обкома партии. После неоднократных бесед в январе 1966 года меня избирают первым секретарем Промышленного райкома партии Новочеркасска, где и проработал до сентября 1967 года. И вновь предложение, теперь возглавить партийную организацию Волгодонска. В ходе беседы меня настойчиво убеждали, что это рост, самостоятельный участок работы и высокая ответственность.Я плохо представлял Волгодонск, его промышленный, экономический и культурный потенциал. Тем более, многие говорили мне, что в городе проживает немало бывших заключенных, которые возводили плотину и ГЭС. В ближайшее воскресенье вместе с супругой Татьяной Дмитриевной выехали в Волгодонск. Первое впечатление от города было не очень приятное. Чтобы как-то скрасить нашу поездку, мы зашли в пустующий от покупателей магазин и купили два крупных леща и такого же судака, как сувенирный подарок домочадцам и соседям. С тяжелым настроением мы возвращались домой. В последующие недели никаких вызовов я не получал, и начала созревать мысль, что найдена другая кандидатура…Но все же 7 сентября 1967 года я был избран первым секретарем горкома партии Волгодонска. Мое представление членам горкома было поручено второму секретарю Михаилу Кузьмичу Фоменко, кандидату исторических наук, ветерану Великой Отечественной войны.ЗА ПЕРВЫЙ месяц работы я убедился, что кадровый состав в городе вполне работоспособен, и проводить замену нужно только по крайней необходимости. Шесть месяцев я жил в гостинице, у меня было время, чтобы в общем потоке работающих в первой смене пройти на любой завод или предприятие, чтобы получить общее представление о цехах, организации и культуре производства, условиях труда и т.д.Помню, подошел к одному токарю с вопросом о его работе, зарплате, условиях труда. Он спокойно ответил, но в то же время поинтересовался, кто я и почему всем этим интересуюсь. Пришлось представиться, что я первый секретарь горкома партии. Он мне с хитринкой на лице: что-то не верится, высокое начальство проходит у нас по центральному проходу в сопровождении директора завода. Напряжение спало, доверие восстановилось. Токарь пожаловался, что плохо с транспортом, не на чем уехать после второй смены. В этом я и сам убедился, так как машину отпустил, рассчитывая, что доберусь в центр рейсовым автобусом. Ждал его 30 минут, решил пешим маршем направиться в город. Утром пригласил к себе руководителя автохозяйства и попросил объяснить, как часто повторяются подобные случаи. На заводе этот случай живо обсуждался. Подобное знакомство продолжалось, и оно было достоверным. Я наблюдал, как идет утром уборка города, знакомился с организацией работы дворников, графиками движения пассажирского транспорта. Начал с того, что Волгодонск и Волгоград — города одной зоны с расстоянием между собой 400-500 километров. Жители Волгодонска завидуют жителям Волгограда, что они смогли у себя сформировать сильную, многоотраслевую строительную индустрию, приличные условия проживания во вновь построенном Волжском. Пока же для жителей Волгодонска выход на уровень этого города оставался лишь мечтой. Мечта мечтой, а городские заботы и условия жизни в нем были постоянной нашей заботой.МНЕ не давала покоя мысль, как повысить потенциал города, создать новые рабочие места. Я понимал, что эту проблему можно разрешить, только создав новые промышленные предприятия. Пришлось несколько раз выезжать в Москву и совершать обход министерств и главных управлений, у которых намечались новые производства. После таких походов были построены крупный мясокомбинат, молочный и рыбный заводы. Появились новые объекты здравоохранения, культуры и учебные заведения. Была выбрана площадка для строительства бриллиантовой фабрики, которую должен был построить и возглавить известный в городе и области руководитель и неординарный человек В.И. Вдовикин. Намечалось сооружение радио- и часового заводов.В очередной раз мне стало известно, что для ускоренного развития атомной энергетики в стране планируется строительство крупного завода с соответствующей тематикой. В проектном институте «Тяжэнергомаш» подтвердили, что правительством принято решение о строительстве в Волгодонске крупнейшего завода атомного машиностроения. Поручалось группе специалистов во главе с главным инженером проекта выехать в Волгодонск. После этого совещания вышел на связь с Волгодонском и поручил секретарям горкома А.К. Колтовскому и И.П. Крахмальному подготовить специальное совещание на месте с приглашением некоторых областных организаций, причастных к этому вопросу. Работу нашего совещания мы предложили начать с выезда и осмотра площадки будущего завода, территории под застройку жилья, объектов жизнеобеспечения.Первым делом я настоял на разработке нового Генерального проекта Волгодонска с учетом его развития до 500-700 тысяч жителей. Его проектирование поручалось московскому проектному институту «Гипрогор», который проектировал не только жилые комплексы важнейших новостроек страны, но и столицы ряда зарубежных стран. Понимаете, что нелегко было «заполучить» такую солидную ведущую проектную организацию СССР.Рассматривались три варианта новой городской застройки: на территории существующего Цимлянска, в южной части города в сторону Калмыкии и на левом берегу Цимлянского моря. Мне пришлось взять всю ответственность на себя и согласовать развитие города по третьему варианту — левый берег Цимлянского водохранилища. Началом нового этапа в жизни Волгодонска можно считать вышедшее 26 ноября 1969 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале строительства в Волгодонске завода тяжелого машиностроения, выпускающего восемь полных комплектов оборудования атомных электростанций. Немалый вклад в принятие решения о строительстве завода в Волгодонске внесли наши партийные, общественные и комсомольские организации. Здесь уместно привести высказывание Президента Академии наук СССР А.П. Александрова о строительстве такого гиганта, как «АТОММАШ»: «Это необычный завод. Здесь встречаются нынешний день и будущее. Строитепьство такого предприятия необходимо, потому что развитие атомной энергетики в больших масштабах неизбежно. Народное хозяйство, наука и техника требуют, чтобы удельный вес атомной энергетики постоянно повышался. Этот процесс закономерный, создаются реакторы, он поможет рационально использовать топливные ресурсы и укрепить нашу экономику».Кстати, серьезным конкурентом строительства завода атомного машиностроения в нашем городе оказался Красноярский край (первый секретарь обкома КПСС П.С. Федирко — выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта). Министр тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения СССР В.Ф. Жигалин постоянно выезжал на открытия охоты в Красноярский край и, по всей вероятности, выдал вексель его руководству на строительство в крае завода атомного энергомашиностроения. Прослышав эту неприятную новость, пришлось срочно выехать в Москву и добиваться приема у заместителя Председателя Правительства СССР И.И. Новикова.В мае 1970 года комиссия Министерства тяжелого энергетического и транспортного машиностроения приступила к выбору площадки под строительство нового завода. 10 марта 1974 года решением ЦК ВЛКСМ сооружение завода атомного энергетического машиностроения в Волгодонске было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкойЙЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА «Атом-маша» и других энергетиче-ъектов в марте 1975 года был организован трест «Волгодонскэнер-гострой». Стройка была объявлена Всесоюзной. Строить «Атоммаш» было нелегко. Часть оборудования и материалов поставляли фирмы Японии, Италии, ФРГ. Вместе с зарубежными шеф-монтажниками приходилось трудиться с максимальной отдачей, держа советскую марку. На стройке работали 34 комсомольско-моло-дежных коллектива, объединяющих свыше 800 молодых строителей и монтажников. На стройке «Атомма-ша» работало свыше 23 тысяч строителей и монтажников. Можно долго перечислять славные дела всех участников в создании крупнейшего производственного объекта атомных реакторов. Здесь и дважды Герой Социалистического Труда А.А. Улесов, бригадир комплексной молодежной бригады, лауреат премии имени Ленинского комсомола Г.М. Фоменко, бригадир штукатуров-маляров, член Ростовского обкома партии Л.И. Рудь и многие другие. На высоте великих свершений оказались и наши местные комсомольские организации, возглавляемые Александром Ивановым и Геннадием Персидским. Сделано многое, и строящийся гигант довольно скоро получил новое имя. В марте 1976 года приказом министра энергетического машиностроения Волгодонский завод ВЗТМ был переименован в Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения «АТОММАШ».Здесь отказались от создания отдельных производственных участков и выстроили основное оборудование в одну технологическую линию. Крупногабаритную деталь по мере готовности кран переносит по очереди от печи к станку, от станка — к камере ультразвукового контроля, из камеры — на сварочную установку и так далее. В объединении была внедрена комплексная система управления качеством. На «Атоммаше» по-деловому относились к закреплению кадров и созданию стабильного трудового коллектива. За короткий период численность коллектива завода достигла 20 тысяч человек. Такой производственный и семейный монолит специалистов отрасли атомного энергетического машиностроения — это неоценимое богатство этого предприятия.Характеристики отдельных станков и оборудования таковы, что работать на нем доступно только специалисту с высшим или среднетехническим образованием. Можно долго перечислять содержание «золотого фонда» завода, который по своему научному и производственному потенциалу достоин принять на себя высокий ранг — «Флагман атомного энергетического предприятия по производству реакторов на быстрых нейтронах». Открывались новые горизонты в ядерной энергетике, назревапа термоядерная тематика в энергетике.Да и сам Волгодонск за небольшой срок своего существования вырос не только территориально, но и в социально-экономическом направлении. Его богатство — это трудолюбие, честность и благородство горожан, их патриотизм и уважение к своему любимому городу. Прекрасные люди, болеющие за свой город, за его красоту, и главное — передают все лучшее молодежи. За короткое время численность Волгодонска выросла почти до 200 тысяч человек.У города и завода было историческое прошлое, устойчивое настоящее и перспективное будущее. Но в одночасье не стало ни настоящего, ни будущего, а только прошлое…ВСПЛЫЛА так называемая «перестройка» с ее главными идеологами М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. В список приватизированных Правительство РФ внесло и завод «Атоммаш» с его современными технологией и производством. Как какую-то’ жестяную грошовую лавку! Волна возмущений и обид коллективов стройки и завода захлестнула город. Посыпались жалобы в местные и государственные органы власти. Мне, как бывшему руководителю города, как человеку, которому пришлось пройти тернистый путь всех согласований создания «Атомма-ша», было тоже обидно, что государство потеряло такое производство. Назрела острая необходимость держать совет по судьбе атомного гиганта с Почетными гражданами города. В результате мы подготовили письмо в адрес тогдашнего Президента Д.А. Медведева об исключении «Атоммаша» из списка приватизированных. Такой завод, на наш взгляд, должен быть наделен статусом, предъявляемым к предприятиям военного промышленного комплекса. Но получили в ответ (цитирую): «…Ваше предложение об акционерном обществе не соответствует политике государства в сфере управления федеральным имуществом…»Получив такой ответ, все мы, подписавшие письмо Президенту, были оскорблены. Несмотря на отписки и отказы, мы вновь и вновь направляли просьбы и технически обоснованные аргументы о передаче завода в государственную собственность. И, несмотря на упорные заслоны, нам удалось вернуть «Атоммаш» в лоно государства. Завод опять начал работать по атомной тематике и делает все, чтобы вновь по своей технической оснащенности заслуженно занять место флагмана атомного энергетического машиностроения в Российской Федерации. В начале апреля текущего года на «Атоммаше» приступили к изготовлению корпуса нового многоцелевого исследовательского атомного реактора, аналогов которому нет нигде в мире. Этот реактор будет работать на быстрых нейтронах в Научно-исследовательском институте атомных реакторов в Дмитровграде. С его помощью будут проводиться научные исследования для создания перспективных ядерных установок будущего. Отмечается, что время проведения исследовательских задач будет сокращено в несколько раз. Новый корпус реактора будет весить 83 тонны, его длина — 12 метров, а диаметр -4 метра. Будет изготовлено 14 различных узлов весом в 360 тонн. Реактор МБИР стал демонстрацией технологического уровня нашего предприятия.Основным достоинством этого типа реакторов считается возможность значительно расширить топливную базу ядерной энергетики и относительно безопасно избавиться от самых активных и долго живущих изотопов в отработанном ядерном топливе, принципиально сократив срок его биологической опасности. Мы должны с гордостью называть корифеев атомной энергетики Курчатова, Капицы, Александрова, Ванникова, Адамова и многих других. Благодаря им Волгодонск и завод «Атоммаш» в числе первых вошли в новую историческую эпоху создания атомных реакторов на быстрых нейтронах.В ЯНВАРЕ 2014 года на совместном заседании ученого совета ВИТИ НИЯУ МИФИ и «АЭМ-Технологии» «Атоммаш» под председательством директора филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ростовская атомная станция» Андрея Сальникова обсуждались вопросы модернизации производства «Атоммаша» и кадровой профильной подготовки специалистов для обеспечения развития предприятия.Директор по производству Волгодонского филиала ЗАО «АЭМ-техно-логии» Виталий Шишов так определил стратегию в этом направлении: «У нас сейчас создается мощный симбиоз, производства, эксплуатации и учеб-, ного центра именно по направлению развития ядерной энергетики. Сюда входят технологии, эксплуатация, изготовление оборудования и хорошая учебная база, которую предоставляет профильный институт МИФИ в Волгодонске. Уже сегодня около 35 студентов и выпускников проходят практику и работают на заводе, перенимают опыт старших коллег, которые изготавливали оборудование АЭС еще в 80-90-е годы и продолжают трудиться в этом направлении. Но нам необходимо наращивать процесс смены поколений, поэтому молодые специалисты сейчас очень востребованы для нашего производства».На ученый совет был приглашен и я, как единственный из тех руководителей, которые смогли на тот момент на уровне правительства решить вопрос о строительстве завода «Атоммаш» именно в Волгодонске. Я по сей день отслеживаю судьбу города и завода-гиганта. С гордостью и радостью хочу отметить, что город и «Атоммаш» возвращают свои предназначение и значимость в атомной энергетике страны и развитии этой отрасли в мире.Значит, все мои похождения, мои поиски, начиная с 1967 года, оказались, на мой взгляд, успешными не только для Волгодонска, но и для всех жителей Донского края. В Ростовской области вырос новый современный город, обеспечивающий все жизненные потребности. В Волгодонске сформированы крупные мощности промышленного и гражданского строительства. Продолжается строительство АЭС. Завод «Атоммаш», в числе первых приступив к производству реактора на быстрых нейтронах, вступил в новую энергетическую эпоху. Думается, что весь этот опыт дает возможность учитывать при дальнейших планах развития завода «Атоммаш», да и самого Волгодонска.Борис Иванович ГОЛОВЕЦ, кандидат технических наук, Почетный гражданин Ростова-на-Дону и Волгодонска***фото: