«Атоммашэкспорт»: российское воплощение китайского проекта
В канун профессионального праздника специалисты АО «Атоммашэкспорт» завершили большой и очень ответственный проект: поставку и монтаж оборудования на третьем блоке китайской АЭС «Тяньвань». Заказ стоимостью свыше 1,2 миллиарда рублей — машина перегрузочная и шлюз транспортный — был выполнен в полном объеме.Машина перегрузочная в большом перечне оборудования для атомных станций считается одним из самых сложных изделий. Это 40-тонная махина, выполняющая свыше 20 технологических операций, связанных с перегрузкой ядерного топлива в активной зоне реактора.Во время реализации китайского заказа инженеры и конструкторы «Атоммашэкспорта», проанализировав опыт работы аналогичных машин, находящихся в эксплуатации, сумели модернизировать свое детище и улучшить его технические характеристики. Один из основных узлов машины перегрузочной — штанга рабочая — стала не трех-, как раньше, а двухсекционной, что позволило уменьшить ее металлоемкость, был модернизирован захват кластера, введена в состав машины система контроля герметичности оболочки твэлов.В ходе работы над машиной перегрузочной достигнут еще один важный показатель: совместно со специалистами итальянской фирмы «Ансальдо», изготавливающей систему управления машины, удалось осуществить ее выход на заданную координату в автоматическом режиме одновременно тремя механизмами, что позволило сократить время загрузки и выгрузки топлива и благодаря этому улучшить экономические показатели для атомных станций.Но изготовлением оборудования выполнение китайского заказа не ограничилось. Бюро наладки, созданное в АО «Атоммашэкспорт», взяло на себя функции проведения пуско-наладочных работ на самом блоке. И если раньше наладкой оборудования занимались исключительно специализированные организации, то теперь бюро наладки «Атоммашэкспорта» под руководством Романа Фокина сдает свою продукцию под ключ, что и было сделано на третьем блоке АЭС «Тяньвань». Во время пусконаладочных работ специалисты видят все недоработки и имеют возможность сразу их исправить.Что же касается шлюза транспортного, то и в этом случае не обошлось без новшеств. Впервые в атомной отрасли изготовление оборудования для зарубежной АЭС осуществлялось на территории заказчика в соответствии с российскими требованиями и стандартами. Шлюз транспортный — изделие 2-го класса безопасности весом более 200 тонн — было изготовлено на китайском предприятии по российской документации.Над реализацией «китайского проекта» в течение четырех с лишним лет трудилось множество людей — инженеров, конструкторов, рабочих разных специальностей. Начальник механосборочного участка Дмитрий Гацко, старший мастер Александр Скрябин, мастер Денис Миронов, руководитель электромонтажного участка Максим Горн, мастер-Алексей Бывшее, начальник бюро конструкторского отдела Сергей Самохвалов, инженер-конструктор Сергей Ковалев, рабочие Борис Куделин, Виктор Саломахин, Константин Бурлаков, Максим Гармашов — без энтузиазма, огромных знаний и ювелирного умения этих и еще многих других людей он бы просто не мог состояться.Успешно работает «Атоммашэкспорт» и с другим зарубежным партнером – индийской АЭС «Куданкулам». Продукция предприятия поставлялась на третий и четвертый блоки. Только в августе было отгружено оборудования на 400 миллионов рублей. Сейчас начинается строительство пятого и шестого блоков, и вероятность участия «Атоммашэкспорта» в поставках оборудования для них очень велика.Не прекращается сотрудничество предприятия с российскими атомными станциями — Ленинградской, Ростовской, Балаковской, Ново-Воронежской, Кольской.Еще одно важное направление работы АО «Атоммашэкспорт» — производство оборудования для газовой промышленности. Первое полугодие было весьма «урожайным»: предприятие подписало ряд крупных договоров на поставку импортозамещающей арматуры обратной регулирующей для объектов «Газпрома». В ближайших планах — доведение объема поставок для газовиков до 700-800 миллионов рублей. Большой победой в «Атоммашэкспорте» считают подписание первого договора на поставку 50 антипомпажных регулирующих клапанов. Это завершающая часть большой и очень сложной работы, которую специалисты «Атоммашэкспорта» вели на протяжении нескольких лет.Предприятие давно и прочно занимает лидирующие позиции в области импортозамещения и сдавать их не собирается.А впереди — новые договоры, новые партнеры, новая продукция. «Атоммашэкспорт» имеет хорошие шансы на участие в поставках оборудования для атомных станций в Бангладеш, Турции, Иране и, конечно, постарается использовать их в полной мере.Инженерная и конструкторская мысль в отделах и бюро «Атоммашэкспорта» никогда не стоит на месте. Теперь специалисты крупнейшего в регионе машиностроительного предприятия захвачены новой идеей: организацией производства насосов для гидроразрыва пластов во время нефтедобычи. Опытный образец рассчитывают изготовить уже в следующем году. Новая продукция позволит еще больше укрепить позиции «Атоммашэкспорта» в сфере импортозамещения.***фото: Машина перегрузочная; Роман Фокин (в центре) консультирует китайских специалиста перед загрузкой топлива; Шлюз транспортный. Слева — Сергей Самохвалов