Россия может к 2030 году войти в десятку крупнейших экспортеров продовольствия
фото создано с помощью Нейросети YandexART
Увеличение к 2030 году российского агроэкспорта до 55,2 млрд долларов (с 43,5 млрд руб. по итогам прошлого года) позволит РФ войти в десятку крупнейших поставщиков аграрной продукции в мире (по итогам 2023 года Россия занимала 16-е место), заявил руководитель центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе Дмитрий Краснов — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Задачу увеличить агроэкспорт в полтора раза к 2030 году (к уровню 2021 года) ранее поставил президент России. По мнению Краснова, такая цель амбициозна, но вполне достижима.
«Для ее достижения необходимо обеспечить дальнейшую диверсификацию экспорта. Мы не сможем выполнить поставленную задачу, только за счет тех позиций, в которых мы традиционно были и остаемся лидерами на мировом рынке — в масложировой, зерновой и рыбной отраслях. Необходимо обеспечить продуктовую диверсификацию. Она уже происходит», — рассказал эксперт.
По итогам 2024 года, по прогнозам «Агроэкспорта», экспорт сельхозпродукции из РФ в натуральном выражении увеличится на 10% (с 103 млн тонн), но в деньгах сохранится на уровне 2023 года (43,5 млрд долларов) за счет снижения мировых цен на некоторые продукты. Так, в феврале-марте цены на пшеницу и подсолнечное масло (одни из основных наших экспортных агротоваров) достигали минимумов с августа 2020 года.
Однако отставание удалось компенсировать как раз за счет роста экспорта готовой продукции. Например, по данным на 8 декабря, экспорт мясной продукции вырос на 20% в деньгах (до 1,5 млрд долларов): поставки мяса птицы увеличились на 13%, свинины — на 38%, говядины — на 12%. В натуральном выражении экспорт мясной продукции увеличился на 23%, до 658 тыс. тонн.
Экспорт молочной продукции вырос на 20% в денежном выражении (до 374 млн долларов): поставки сыров и творога увеличились на 25%, молока и сливок — на 40%, сухого молока — на 32%. К 8 декабря Россия экспортировала составил 186 тыс. тонн против 171 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года.
Экспорт готовой продукции увеличился на 5,2% в денежном (до 4,3 млрд долларов) и на 1,9% в натуральном (до 7,7 млн тонн) выражении. А, например, экспорт макарон вырос в деньгах в полтора раза, мороженого — на 8%, пшеничной муки — на 7%. При этом в Китай было отгружено готовой продукции сразу на 22% больше, чем в прошлом году.
В результате структура экспорта изменилась в пользу готовой продукции: доля базовой сырьевой продукции снизилась на 1 процентный пункт, до 79% от общего объема, а доля готовой продукции (мяса и молока) выросла до 21%. В денежном выражении это более 400 млн долларов, подсчитывает Краснов.
Что касается наших основных экспортных продуктов, то экспорт зерна на 8 декабря в денежном выражении составил 15 млрд долларов (против 14,8 млрд долларов за аналогичный период 2023 года), масложировой продукции — 7,78 млрд долларов (против 7,76 млрд долларов), рыбы и морепродуктов — 4,4 млрд долларов (против 5 млрд долларов).
«Для дальнейшего успешного развития экспорта необходимо перестроить производственные и бизнес-процессы, повысить эффективность экспортной деятельности, в первую очередь для товаров с высокой добавленной стоимостью. Нам необходимо закрепляться на приоритетных рынках, обеспечивая бесперебойную и системную поставку российской продукции. Необходимо активизировать продвижение как отдельных брендов, так и усиливать позиционирование российской продукции в целом. Нужно расширять ассортимент поставок и адаптировать продукцию под требования конкретных рынков. И здесь многое будет зависеть от эффективности взаимодействия государства и компаний-экспортеров», — отметил Краснов.