Категории ЗдравоохранениеНовостиРоссийская газета

На бутылки алкоголя предложили добавлять пугающие этикетки, как на сигаретах

26.12.2024

фото: Александр Корольков/РГ

Продажу алкоголя в выходные нужно запретить, в будни постепенно ограничивать, а на самой бутылке следует размещать ужасающие картинки последствий потребления алкоголя (как на сигаретах). Производителей сигарет нужно обязать раскрывать состав продукции — такой законопроект уже готовится. В интервью «РГ» депутат Госдумы, лидер движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев обосновал свои жесткие антиалкогольные и антитабачные инициативы — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Надо ли ограничивать продажи алкоголя двумя часами по всей стране по примеру Вологодской области?

Султан Хамзаев: Ограничение в два часа — это тот идеал, к которому надо стремиться. Двенадцать лет назад, когда вводился запрет на продажи алкоголя ночью, тоже были жаркие дискуссии. В том числе высказывались опасения, что вырастет контрафакт. А сейчас ночной запрет — в порядке вещей.

Анализируя статистику, мы видим, что и смертность из-за алкоголя снизилась, и криминогенная обстановка по ночам уже лучше. Теперь нам надо стремиться ограничивать продажи и днем. Причем я считаю, что в выходные алкоголь должен быть под полным запретом, как это давно действует в ряде европейских стран. Ведь основной объем потребления приходится как раз на выходные.

Вологодская область — не пионеры в этом плане. Например, в Тыве давно действует запрет на продажи алкоголя с 15.00 до 11.00. Во многих регионах действуют подобные ограничения (помимо запрета ночных продаж).

Отдельные чиновники рассматривают алкоголь как большую статью доходов бюджета. Но если изучить и подсчитать весь тот вред, который приносит алкоголь, мы поймем, что этот «пьяный рубль» не дает никакого плюса, а только минус.

В России выпивается примерно 19 млрд литров алкоголя в год. Чтобы кардинально изменить ситуацию, надо снизить потребление хотя бы до 4-6 млрд литров

Давайте смотреть. Основная причина смерти трудоспособного населения среди мужчин — алкоголь. Если мы проанализируемпосмотрим смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, 30-40% из них будет по причине употребления алкоголя, еще 20-30% придется на табак и только потом на все остальные причины. То есть мы теряем рабочую силу, и экономика от этого сужается.

Далее. Алкоголизм — это тоже часть наркомании, то есть больной человек, как правило, не может отказаться от этой пагубной привычки самостоятельно. А как лечат наркоманов? Постепенно — сначала тяжелые наркотики заменяют легкими, потом переводят уже на медикаментозное лечение. И мы сейчас этот этап проходим в алкоголе. Президент в начале года в своем Послании отмечал, что градус потребления алкоголя снизился. Сейчас пива мы пьем гораздо больше, чем водки. И это достижение.

Но тем не менее у нас очень высокие цифры потребления алкоголя: выпивается в стране примерно 19 млрд литров алкоголя в год, а надо снизить хотя бы до 4-6 млрд литров. Вот тогда у нас ситуация кардинально поменяется.

При этом мы не сможем добиться такого снижения, если не будем действовать комплексно. Ограничения должны иметь приоритетный характер. Но нельзя забывать и о профилактике, лечении, реабилитации, социализации. Важно предоставить людям здоровую альтернативу проведения досуга — например, в виде занятий спортом.

Да, но у нас уже были печальные опыты введения сухого закона. Ничем хорошим они не заканчивались.

Султан Хамзаев: В петровские времена алкоголь, наоборот, насильственно насаждался в стране. У нас же первые так называемые алкогольные бунты были не за, а против распространения алкоголя. Мы должны проанализировать весь свой исторический опыт: нужно избежать этих ошибок в будущем, чтобы через пять лет не оказалось, что мы ходим по кругу, а результата нет.

Но в любом случае я убежден, что ограничения в продажах алкоголя нужны. Это же не хлеб или молоко. Например, я считаю необходимым увеличить возраст продажи алкоголя до 21 года.

По мнению многих экспертов, введение жестких ограничений приведет к росту нелегального рынка. Где гарантия, что это не будет какой-нибудь очередной «Мистер Сидр»?

Султан Хамзаев: На сегодняшний день у нас доля контрафакта и без того высокая — примерно половина продается без акцизов. Эта доля не зависит от того, будут установлены ограничения в пять часов в день или два. Здесь важно, чтобы правоохранительная система работала оперативнее.

Доля суррогата в зависимости от региона составляет примерно 20-30%. И разница его с алкоголем, произведенным с соблюдением всех технологий, лишь в том, что суррогат может убить в течение двух часов, а легальный алкоголь — спустя несколько лет.

Вы поймите, безопасной дозы алкоголя нет. Любая доза алкоголя наносит фатальный урон для клеток головного мозга, печени, сердца, суставов и в целом всего организма. Не надо людей вводить в заблуждение, что суррогат — это яд, а легальный алкоголь — лимонад. Легальный алкоголь тоже яд.

Я вообще считаю, что надпись на бутылках «чрезмерное потребление алкоголя вредит вашему здоровью» некорректна. Кому-то чрезмерная доза — это ведро, а кому-то рюмка. Нужно убрать из надписи слово «чрезмерное». Часть этикетки алкоголя должна быть отдана под антирекламу, как этого мы добились с пачками сигарет. Там должны быть изображены страшные последствия употребления алкоголя.

Еще какие ограничения считаете необходимым вводить?

Султан Хамзаев: Мы в свое время добились запрета на рекламу алкоголя, а сейчас наша задача — запретить рекламу зонтичных брендов. Например, кого мы обманываем, когда рекламируем пиво «нулевку»? Реклама безалкогольного пива — это реклама обычного пива, то есть реклама алкогольной продукции. Мы все взрослые люди — знаем, что такое маркетинг. Есть русская пословица: «С глаз долой — из сердца вон».

Запрет на продажу детского шампанского (еще одно ваше предложение) из той же серии?

Султан Хамзаев: Хуже. Детское шампанское — это как детские наркотики. Это как если бы мы стали продавать набор из шприца, жгута и «безобидного» порошка.

К сожалению, у нас есть дети, которые больны алкоголизмом. И, как показывает анализ, первый раз эти дети попробовали алкоголь дома. Вся эта практика — вот тебе детское шампанское, лучше попробуй здесь, чем на улице, — дает только негативный эффект.

Наливая ребенку так называемое детское шампанское, мы его программируем (я вам это говорю, как некогда проректор Московского института психоанализа) на то, что алкоголь — это хорошо, это норма. Это же чистейшая пропаганда. А мы должны, наоборот, учить с детства, что алкоголь — это зло.

У нас же абсурдная ситуация заключается в том, что за склонение ребенка к потреблению алкоголя действует в том числе уголовная ответственность. Но при этом алкогольные компании создают детское шампанское, и ни одного прецедента по привлечению их по этой статье не было. Кстати, и сами штрафы не мешает повысить, чтобы они были чувствительны.

Наверняка вы также против возврата пива на стадионах. На Олимпиаде в Сочи продавали — и ничего страшного не случилось.

Султан Хамзаев: Мы тратим гигантские деньги на то, чтобы привлечь внимание людей к спорту, и там же сразу рекламируем алкогольную продукцию. Спорт и спирт мешать абсурдно.

Я вам напомню, что ввели запрет на продажи пива не на пустом месте, а после того, как футбольные фанаты, посмотревшие матч Россия — Япония, разнесли в пух и прах Манежную площадь.

Я за то, чтобы на стадионы можно было спокойно приходить с детьми. А когда вокруг тебя полудремучие пьяные туши, которые орут матом и не контролируют свое поведение, желание водить детей на матчи отпадает.

Поможет ли нам здесь Fan ID? Частично поможет. Но надо понимать, что человек в состоянии алкогольного опьянения теряет чувство реальности.

Говорят, что деньги от продажи пива отдадут на поддержку детского спорта…

Султан Хамзаев: Не смешите меня. Это то же самое, что деньги от букмекерских контор якобы идут на поддержку спорта. По сути, букмекерские конторы — из той же оперы, что и казино. На этом человеческом пороке — лудомании — зарабатываются большие деньги.

У вас была еще одна инициатива о возобновлении проверок компаний, которые занимаются реализацией алкогольной и табачной продукции. Чем дело закончилось?

Султан Хамзаев: Мы этот вопрос поднимали перед премьером Михаилом Мишустиным, когда он отчитывался о работе правительства. Частично правительство нас поддержало. Но этого недостаточно. Да, бизнес не надо кошмарить. Но алкоголь и табак надо шерстить по полной программе, потому что в этом случае речь идет о здоровье наших граждан и потому что там гигантский теневой рынок. И чем больше будет проверок, тем меньше уйдет в тень. Причем обязательно должны быть внезапные, незапланированные проверки. А проверки, когда бизнес загодя о них предупреждают, это полный фейк.

Если алкогольные компании российские, то в табаке — сплошь иностранные собственники, причем из недружественных стран. Безобразие?

Султан Хамзаев: Четыре транснациональные корпорации владеют всем российским рынком табака. Считаю, что все производство табака на территории РФ обязано быть национализировано. Если вдруг мы считаем, что какая-то из этих компаний должна находиться на территории России, надо эти заводы отдать им в аренду, как это делают в Китае. Там есть государственная China Tobacco Corporation. Все транснациональные компании, которые хотят работать в Китае, заходят через нее.

На каком этапе находится рассмотрение законопроекта о введении запрета на продажу и использование вейпов на территории России?

Султан Хамзаев: Для начала попробуем навести порядок на этом рынке с помощью не таких жестких ограничений. В прошлом году мы уже приняли целый пакет законопроектов по вейпам. Мы приравняли электронные сигареты и вейпы к табаку в целом: ввели полный запрет на рекламу, полный запрет на открытую выкладку на витринах — они теперь закрыты, как и остальной табак. Да, есть предприниматели, которые не соблюдают законодательство. Но тут опять мы упираемся в моратории на проверки.

Мы добились запрета на вкусовые добавки. Это ведь было так лицемерно: печенье, корица, клубника — все это выглядело совершенно безвредно и очень привлекательно для детей и молодежи. Сейчас есть перечень вкусовых добавок, который зафиксирован правительством. Правда, можно пока продавать то, что уже было завезено до введения этого запрета. Этот вопрос тоже надо контролировать, потому что могут еще сто лет продавать под предлогом, что эта продукция просто лежала на складе.

Также мы ввели уголовную ответственность за склонение детей к потреблению никотиносодержащей продукции, как это есть в алкоголе и традиционной табачной продукции. Мы увеличили штрафы, ввели более жесткую ответственность за незаконные перевозки.

Что касается законопроекта о полном запрете электронных сигарет, я полностью поддерживаю эту инициативу. Но автором этого законопроекта я не являюсь. Поскольку считаю, что, раз мы уже пошли по другому пути, надо сначала посмотреть, насколько сработают введенные меры.

Еще есть законопроект о запрете продаж сигарет всем родившимся после 2019 года.

Султан Хамзаев: Я говорил об этой необходимости еще десять лет назад. И тогда, помнится, у меня журналист BBC даже спрашивала, не кажется ли мне это предложение радикальным. А полгода назад парламент Великобритании внес такой законопроект. На сегодняшний день в семи парламентах мира такие законопроекты рассматриваются.

С точки зрения антитабачной и антиалкогольной политики мы отстаем. Например, унифицированная пачка сигарет (все названия написаны одним шрифтом, пачка одного цвета и т.д. без каких-то золотых тиснений или других ярких элементов) сегодня есть во многих странах, а у нас этого нет.

Если мы приняли, что табак — это зло, тогда запрет на употребление табака лицами, которые пока не достигли совершеннолетия, логичен. Так мы, наконец, обрубим хвост многовековой истории этой аферы.

Сегодня мир находится на историческом максимуме потребления никотиносодержащих продукций. В России в год потребляется 200 млрд штук сигарет. Есть какие-то исследования, в которых говорится о том, что потребление снизилось. Но достаточно посмотреть, кто эти исследования заказывал.

Мы даже не знаем, что находится внутри этих сигарет. Есть закон о защите прав потребителей, который обязывает каждого производителя раскрывать на упаковке состав своего товара. На всех товарах этот состав указан, кроме табака. Значит, есть причина его скрывать. А есть ли там табак вообще или одни только химреагенты? Мы будем добиваться того, чтобы табачные компании раскрыли состав — готовим отдельный законопроект.

Татьяна Карабут