Категории Новости

Домофон или лохотрон?

09.04.2016

«Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги» (Остап Бендер)У меня зазвонил домофон«Одомофонить» Волгодонские многоэтажки власть намеревалась еще в конце 80-х годов прошлого века. Тогда в подъездах некоторых домов началась массовая установка электронных сторожей, домофонные кабели протянули в каждую квартиру и даже раздали жильцам коробочки для переговорного устройства. В части домов дело довели до конца, и домофоны заработали. Но то ли средств не хватило, то ли деньги ушли не туда, или другие причины помешали, в большинстве многоэтажек процесс остановился на стадии монтажа. А вскоре незадействованные электронные устройства были «выдраны» из ячеек вандалами.Вторая волна домофонизации накрыла Волгодонск после теракта 1999 года. В подъездах стали срочно устанавливать металлические двери. Где-то они запирались массивными ключами, кто-то устанавливал кодовые замки, а наиболее продвинутые жильцы оборудовали свои дома домофонами. Именно тогда в гору пошел домофонный бизнес. Первые компании вели себя довольно скромно — устанавливали запирающие устройства за «смешные» деньги, ключи-«таблетки» раздавали бесплатно. Ключи, замки и домофоны выполняли не только функции защиты от проникновения посторонних лиц — стало чище и теплее в подъездах, и жители это оценили. Новостройки сдавались с домофонами. Однако далеко не все дома в нашем городе оснащены защитными системами, эта работа продолжается и сегодня. Растут и аппетиты домофоиного бизнеса. Все больше появляется жалоб собственников на рост цен не только за обслуживание (за 10-летие они выросли с 15 до 45 рублей), но и за возможность попадать в собственную квартиру. И все чаще задается вопрос о том, законна ли эта плата?Платный вход в свою квартиру: по рублю в деньО своей попытке поиска истины рассказал обратившийся в редакцию «ВП» пенсионер Сергей Иванович Сысаков, который с 2012 года борется с домофонной компанией.В 2009 году вместе с другими жильцами он подписал договор с компанией «Домофон», владельцем которой является ИП Глаголев Д.С. Срок действия документа три года. По истечении срока Сысаков написал заявление о расторжении договора, поскольку трубки у него нет, а платить за то, чтобы войти в свой дом, он считает унизительным и незаконным и ссылается на ст. 209 Гражданского квдексэ-РФ, где записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».Однако фирма продолжала слать ему квитанции об оплате даже после представления прокуратуры к ИП Глаголеву расторгнуть договор, куда обратился гр. Сысаков за защитой. Предъявляемые счета Сысаков не оплачивал, но в 2014 году неожиданно для себя узнал, что он переведен на тариф «ключи» и обязан оплачивать за услуги домофона 33 рубля в месяц — по 1 рублю 10 копеек в день за вход в собственную квартиру!- За какие такие услуги, — возмущается Сергей Иванович.- Ключи мы у ИП Глаголева купили по 70 рублей за штуку, трубкой я не пользуюсь, никаких новых договоров не заключал. Но я с удивлением увидел договор, в котором есть и моя подпись?! Откуда? Могу предположить, что мой автограф чудесным образом перекочевал в договор из расписки за купленный ключ. Кстати, по новому договору один ключ выдается бесплатно, второй стоит 70 рублей, все последующие продаются по 380(!) рублей за штуку! По моему мнению, это полнейший беспредел и надувательство.Как и многие люди старшего поколения, С.И. Сысаков наделен обостренным чувством справедливости и не захотел мириться с незаконными, на его взгляд, действиями домофонной компании.Ветеран обратился в Волгодонской районный суд с иском к ИП Глаголеву с требованием признать его действия по выставлению счетов для оплаты установленного на входе в подъезд домофона незаконными, обязать ИП Глаголева Д.С. не направлять в его адрес квитанции на оплату услуг по тарифу «ключи» по недействующему договору и взыскать с ИП Глаголева Д.С. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 2000 рублей.Но каково же было разочарование пенсионера, когда районный суд отказал в удовлетворении его исковых требований, мотивируя тем, что ответчик счета шлет, но не настаивает на их оплате, и претензий к истцу не имеет.- Я не просто удивлен, я возмущен, — продолжает Сергей Иванович. — Суд даже не принял к рассмотрению письмо совета дома, в котором подтверждается подписями свидетелей, что никакого собрания по принятию нового договора ИП Глаголев в нашем доме не проводил, и подписей в протоколе я не ставил. Не опросил суд и свидетелей, которые пришли на заседание. Как сообщил судья, эти показания к данному иску отношения не имеют.Пенсионер Сысаков не успокоился и направил апелляционную жалобу в Ростовский областной суд. К ней он приложил и те документы, которые не принял к рассмотрению районный суд. На судебном заседании он не присутствовал. Получив копию апелляционного определения областного суда, Сысаков и вовсе потерял веру в справедливость:- Мне не понятно, почему суд поверил ИП Глаголеву, который представил «липовый» договор, а представленные мною документы о том, что собрание по заключению договора не проводилось, были отклонены. Суд признал их бездоказательными. А поскольку я не отказался пользоваться электронным ключом (а как я должен попадать в свою квартиру?), то оплачивать услугу обязан. Считаю, что оба суда не вникли в главную суть иска — я просил защиты своих гражданских прав на беспрепятственное пользование своим имуществом и доступ к общему имуществу дома согласно Жилищному кодексу РФ.Обращаться дальше в судебные инстанции пенсионер Сысаков не стал, поскольку судебные расходы — дело довольно затратное, а отправил письмо в редакцию нашей газеты с целью привлечь внимание к этой проблеме. «Таких, как я, в нашем городе сотни и тысячи», — написал ветеран.Домофонные «страдания»То, что автор письма не одинок, подтвердилось буквально через день — в редакцию позвонила житель дома по ул. Кошевого, 27 Вера Ивановна, которая рассказала о своих «домофонных страданиях»: в их подъезде специальные двери установила управляющая компания, это теперь общее имущество дома, а организация «Домофон» продолжает присылать счета за его обслуживание. Трубки у Веры Ивановны нет, она счета не оплачивает, но растущая сумма в долговых квитанциях её, как законопослушного гражданина, раздражает и возмущает.Кроме того, домофонные скандалы периодически возникают на интернет-форумах, а почтальоны служб доставок городских изданий постоянно жалуются на смену электронных замков. Приходилось наблюдать, как у подъездов собирались жильцы, которые не могли открыть двери, поскольку в подъезде поменялся электронный замок.Операция «Тайный покупатель»В домофонное «болото» погрузился корреспондент «ВП» и начал с операции «тайный покупатель».Найдя адреса в интернете, я обратилась в две первые попавшиеся домофонные компании (называть их не буду, чтобы не делать рекламу). Меня интересовали стоимость установки оборудования, услуг, цена трубки и ключей и что нужно для подключения. В первой компании дверь предлагали за 15 тысяч рублей, трубки в зависимости от изготовителя — по 800 и 1000 рублей. Обслуживание с трубкой стоило 45 рублей в месяц, без трубки — 22 рубля 50 копеек. Один ключ выдавался бесплатно, за второй и последующие нужно заплатить по 80 рублей. Для установки домофона требовалось согласие более половины жильцов подъезда.Во второй компании дверь с установкой в подъезде обходится 12 500 рублей. Базовая трубка стоит 1050 рублей, с «наворотами» (к примеру, с видео) — 1850, один ключ — бесплатно, все остальные — по 150 рублей. Абонентская плата с трубкой — 45 рублей, без неё — 33 рубля. Домофон эта компания установит, если жильцы подъезда закажут не менее шести трубок. Обе фирмы работали напрямую с жильцами, не обращаясь в управляющие компании.«Золотой» ключ от «Домофона»Следующий «заход» — к ИП Глаголеву. (Застать его на месте не получилось, общались по телефону).Мой вопрос, есть ли у фирмы лицензия, Денис Глаголев даже счел некорректным — он на этом рынке восемь лет, имеет полный пакет документов. Предприниматель уверен, что работает в рамках закона, услугу по обслуживанию домофонов относит не к жилищной, а к бытовой, которую заказывают жители, поэтому вступать во взаимоотношения с управляющими компаниями не считает нужным. По его мнению, один житель единолично не может расторгнуть договор — такое решение должны принять все жильцы подъезда. Что касается тарифов, фирма их устанавливает в зависимости от цены закупок комплектующих. Плату за вход в дом, если у жильцов нет трубок, он тоже считает законной — человек же пользуется электронным ключом. На вопрос о «золотом» ключе стоимостью 380 рублей он несколько замешкался, но тут же нашелся: «У нас все ключи оригинальные, каждый — штучный товар, другие к нашим замкам не подходят. Я ведь должен мастеру заплатить, который ходит по адресам, делает эксклюзивные ключи. Но мы идем навстречу людям — уменьшаем цену ключей». Неплательщиков у фирмы много, но ни одного обращения в суд на должников ИП за все время существования не подавал. «А вот судебные иски к нам мы выигрываем», — похвалился предприниматель.Закон от «головной боли»- «Домофонный бизнес» — головная боль, — делится председатель городского совета предпринимателей Владимир Шаповалов. — Этот бизнес нерегулируемый, цену на услуги диктуют рыночные отношения, а право собственников — соглашаться с ней или не соглашаться. Если ИП имеет все правоустанавливающие документы, отчитывается по налогам и сборам, придраться к нему сложно. А досрочную проверку устроить можно лишь по решению прокуратуры. Но кроме всего, существует законодательство: Гоажданский и Жилищный кодексы, соблюдать которые обязано предприятие любой формы собственности.Так что же гласит закон? За разъяснениями мы обратились в департамент строительства и городского хозяйства. Заместитель директора Елена Нигай дала такой комментарий:- Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одной квартиры, полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме. В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Из чего следует, что именно управляющая организация должна осуществлять обслуживание домофона как общего имущества многоквартирного дома путем заключения договора на обслуживание домофона со специализированной организацией либо осуществлять данный вид работ самостоятельно. Но нужно учитывать, что при этом домофон должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома. Это решение должно принять общее собрание собственников дома. А согласно ЖК РФ для решения вопроса об установлении домофона даже в одном подъезде необходимо уведомить всех собственников многоквартирного дома и получить их согласие путем голосования.Здесь следует уточнить, за что заплатили жители: только за дверь или за оборудование тоже? Если оплачено запирающее устройство и все передано по акту собственникам, то это их общее имущество. Как, впрочем, и трубки, которые жильцы купили. Если же оборудование осталось в собственности домофонной компании, то управляющая организация может его выкупить или отказаться, установив свои устройства.Казалось бы, все предельно ясно. Есть еще и Закон о защите прав потребителей, в ст. 29 которого чётко написано, что гарантийный срок на недвижимое имущество, к которому относится и дверь с домофоном, составляет пять лет. В это время все поломки, если только их не устроили вандалы, должны устраняться бесплатно.А что же происходит? Домофонщики плату за поломки берут «авансом» — и с первого дня установки. Почему? Ведь те же оконные компании не берут деньги за исправно открывающиеся окна. А поломка или неисправность устраняется по закону о гарантийном сроке обслуживания.Всё в руках собственниковНо положительные примеры все же есть.- В нашем ТСН «Надежда», в доме по ул. Гаражной, 187, домофоны были установлены в начале 2000-го и сразу отнесены к общему имуществу дома, — говорит его председатель Борис Меренков. — Никто из жителей никакой платы за пользование электронным замком дополнительно не вносит. Если случается поломка, что бывает крайне редко, вызываем специалиста, с которым у нас есть договоренность.В ТСН это решить проще, но «просыпаются» и собственники в управляющих компаниях.- Проблема домофонных устройств, а особенно платы за них, давно волнует жителей наших микрорайонов, — делится председатель совета собственников кварталов В-16 и В-У Наталия Куликова. — В последнее время уж очень часто стали ломаться электронные замки. Домофонные компании списывают это на вандалов, а у жителей есть подозрения, что выводят из строя домофоны «специалисты» самих компаний: новые устройства — новые ключи — дополнительные деньги. Сегодня у нас в некоторых домах люди оставляют двери открытыми — новые ключи не все покупают, в результате в подъездах грязь и посторонние личности. Сейчас мы проводим в домах собрания, чтобы узаконить домофоны в качестве общего имущества, порядка 20 домов такое решение уже приняли. Затем будем просить УК «УЮТ-1» установить новые современные устройства, которые компания будет сама обслуживать. Положительный пример есть: по предложению собственников «УЮТ» взялся за вывоз мусора — насколько чище стали наши дворы!Защити себя грамотноТакой вывод напрашивается после прочтения множества советов юристов, разбирающихся в домофонных проблемах. И здесь дело не в деньгах — не сумма в 30 рублей заставляет искать правду в судах, люди хотят отстоять свои права. И большинство правоведов склоняются к тому, что жильцы имеют полное право не платить за установку и обслуживание домофона, а выдать ключ от общей входной двери несогласным компании обязаны. В противном случае это станет нарушением жилищных прав гражданина. А если все же права нарушены, то исковые заявления служители Фемиды советуют составлять грамотно, с учетом норм законодательства.***фото: